Соловьёв Владимир РомановичСоловьёв Владимир Романович Владимир Соловьёв родился в селе Захары Новгородской губернии в большой многодетной семье, состоявшей из шести детей (пять братьев и сестра). Отец работал круглые сутки, содержал семью. Мать занималась домашним хозяйством (умерла в 1934 году). Позднее Соловьёвы перебрались в Петроград, где Владимир начал обучение в первом классе начальной школы. Из-за тяжёлого материального положения семьи он его так и не окончил. В возрасте девяти лет мальчик был отправлен в деревню Воробьи Полоцкой губернии к родственникам матери, помогал им по хозяйству, трудился пастухом. Однако долго так продолжаться не могло. Владимир рос, ему пора было продолжить учёбу, определиться с будущей профессией. Поскольку его старший брат Тихон обосновался в Москве, ему представилась хорошая возможность пожить у него и попытаться обустроиться самому. В 1923 году Соловьёв приехал в столицу, поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при Заводе имени М.И. Калинина, в 1926-м окончил её и остался работать на том же заводе в качестве слесаря опытной мастерской. Тогда же произошло его увлечение театральным искусством. Соловьёв начал заниматься в художественной самодеятельности и со временем настолько проникся сценой, что решил непременно стать артистом. В октябре 1927 года он прошёл вступительные испытания в театральный техникум только что образованного Театра рабочей молодёжи (ТРАМ) и без отрыва от производства стал постигать азы актёрской профессии. Через четыре года, когда обучение успешно подошло к завершению, решением ЦК ВЛКСМ Владимир Соловьёв был отозван с завода и оставлен в труппе ТРАМа (с 1938 года – Театр имени Ленинского комсомола). Соловьёва ожидала счастливая творческая судьба. Обладая яркой фактурой: высоким ростом, стройной фигурой, выразительной внешностью, он идеально подходил для ролей сильных, мужественных героев. И таковые в его творческом багаже постоянно появлялись и пополнялись. В январе 1931 году он дебютировал ролью Плюса в спектакле «Тревога» по пьесе Ф.Ф. Кнорре, затем переиграл множество рабочих и военнослужащих в пьесах современных авторов: Антона Шмелетюка в «Девушках нашей страны» И.К. Микитенко, Густа в «Продолжение следует» А.Я. Бруштейн, Григория Ярчука в «Соло на флейте» И.К. Микитенко, Жухрая в «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, Степана Кулагина в «Ночи в сентябре» И.В. Чекина, Щукина в «Миноносце ”Гневном”» В. Кнехта, Павла Эстерага в «Моём сыне» Ш. Гергеля и О. Литовского, Василия Кострова в «Моли» Н.Ф. Погодина. Изредка ему доставались роли в классических пьесах (Любим Торцов – «Бедность не порок» А.Н. Островского; Александров – «Живой труп» Л.Н. Толстого; Крогстадт – «Нора» Г. Ибсена), но они не стали для него преобладающими. В те же 1930-е годы Соловьёв попробовал себя на режиссёрском поприще. Начинал вторым режиссёром на спектакле «Ночь в сентябре», затем самостоятельно поставил две пьесы К.М. Симонова – «История одной любви» и «Парень из нашего города» (вторую совместно с И.Н. Берсеневым, сыграл в ней роль Сергея Луконина). С 1936 года, параллельно театральной деятельности, началась успешная кинокарьера Владимира Соловьёва. Типаж сильного, мужественного героя пользовался тогда большим спросом, поэтому без ролей актёр не оставался. Играл он, в основном, людей из народа, военнослужащих, рабочих, получавшихся у него наиболее убедительно. Среди них преобладали положительные герои: лётчик Клим Самойлов («Победа»), колхозник Епифан Чанцев («В поисках радости»), польский рабочий Василь («Мечта»), ушедший на фронт Егор Свиридов («Большая земля»), защитник Сталинграда, капитан Алексей Сабуров («Дни и ночи»). Крайне редко Соловьёву предлагали отрицательных персонажей (чекист-предатель Синцов – «Ленин в 1918 году»; парторг Михаил Зима – «Честь»), но и с ними актёр справлялся весьма успешно. В период Великой Отечественной войны Владимир Соловьёв вместе с театром находился в эвакуации в Узбекистане, выходил на сцену в новых героических образах. То же самое продолжилось и в послевоенное время. Социальный герой, прочно закрепившийся за актёром, развивался в его исполнении согласно предлагаемой драматургии. Во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. им были сыграны: Привалов («Крылатое племя» А.А. Первенцева), командующий армией Огнев («Фронт» А.Е. Корнейчука), Степан Рябинин («Юность отцов» Б.Л. Горбатова; постановка И.Н. Берсенева и В.Р. Соловьёва), полковник Петров («Под каштанами Праги» К.М. Симонова), Сергей Широков («Беспокойные люди» Б.С. Ласкина; постановка В.Р. Соловьёва), дедушка Каширин («Алёша Пешков» И.А. Груздева и О.Д. Форш), Михаил Лаврухин («Годы странствий» А.Н. Арбузова; постановка С.В. Гиацинтовой и В.Р. Соловьёва) и другие. В кино Владимир Соловьёв постепенно переходил с главных ролей на второстепенные. Он стал выглядеть старше, приобрёл солидность, виски посеребрились сединой. Это позволило актёру расширить спектр изображаемых персонажей. Он всё больше играл возрастные роли. Среди них немало было отрицательных героев, людей нелицеприятных, с непростой биографией. Параллельно им продолжалась начатая в молодости галерея рабочих, людей из народа, в которых актёр зарекомендовал себя непревзойдённым исполнителем. Достаточно вспомнить начальника Гестапо Нейгауза в «Константине Заслонове», Упманиса в «У них есть Родина», купца Мешкова в «Первых радостях» и «Необыкновенном лете», рабочего Круглова в «Прологе», следователя в «Капитанской дочке», Ожерельева-отца в «Испытательном сроке», чтобы понять разносторонность актёрского дарования Соловьёва, явно выходившего за рамки амплуа человека из народа. Также актёр успешно работал на дубляже, озвучив десятки персонажей зарубежных фильмов. В театре в 1950–1960-е гг. Владимир Соловьёв вошёл в ранг одного из мэтров труппы, служившего в ней со дня основания. Он продолжал много играть (Григоре Драгомиреску – «В доме господина Драгомиреску» Х. Ловинеску; епископ Кошон – «Святая Жанна» Б. Шоу; Дмитрий Тимофеевич Ершов – «Братья Ершовы» В.А. Кочетова; Военком – «До свидания, мальчики» Б.И. Балтера и В.Н. Токарева; Салов – «В день свадьбы» В.С. Розова; Шамраев – «Чайка» А.П. Чехова и др.), ставил как режиссёр совместно с другими постановщиками (с С.В. Гиацинтовой – «Доброе имя» К.М. Симонова; с С.А. Майоровым – «Братья Ершовы» В.А. Кочетова). В октябре 1950 – сентябре 1951 гг. Соловьёв, по решению Комитета по делам искусств при Совете министров СССР, командировался в качестве главного режиссёра в Германию, в Первый драматический театр Группы советских войск. После возвращения с января 1952 года по апрель 1953 года занимал должность заведующего труппой. Параллельно актёр вёл большую общественную работу: возглавлял партбюро театра, был членом художественного совета, избирался депутатом Свердловского райсовета депутатов трудящихся. При этом Владимир Романович оставался скромнейшим человеком, ничего для себя не просившим. Долгое время вместе с семьёй он проживал в малогабаритной двухкомнатной квартире в Воротниковском переулке, довольствовался тем, что имел. Однако когда нужно было помочь другим людям, Соловьёв использовал все свои регалии и добивался необходимого результата. В жизни Владимир Романович оставался спокойным, неконфликтным человеком. Свободное от работы время проводил на даче в Дорохово, ходил по грибы, на рыбалку. Очень любил семью, постоянно о ней заботился. Со своей супругой Анной Васильевной Никоновой (1909–1978) Соловьёв познакомился в театральном техникуме. По его окончании она, как и муж, служила в Театре имени Ленинского комсомола, но оставалась там на довольно скромных позициях. Своему супругу Анна Васильевна родила двоих детей – дочь Людмилу и сына Льва. Судьба их сложилась по-разному. Людмила окончила Московский педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза, двадцать два года отработала личным переводчиком посла Цейлона в СССР. Лев в детские годы вместе с отцом играл в спектакле Театра имени Ленинского комсомола «Алёша Пешков», затем служил в армии, после демобилизации при содействии сестры семь лет работал по линии МИДа в Африке. Когда же вернулся, не мог удержаться ни на одной работе, выпивал, хотя и был прекрасным водителем, автослесарем, хорошо рисовал, увлекался художественной фотографией. Оба они несвоевременно ушли из жизни, с разницей в два года: Людмила в 2001 году, Лев – в 2003-м. Владимир Романович покинул этот мир намного раньше, в июле 1968 года, от онкологического заболевания. Анна Васильевна пережила мужа на десять лет. Вместе они упокоены на Ваганьковском кладбище. Фильмы и роли: 1936: «Поколение победителей» (Андрей); 1938: «Победа» (Клим Самойлов), «Семья Оппенгейм» (Пахинке), «Честь» (Михаил Зима); 1939: «В поисках радости» (Епифан Чанцев), «Ленин в 1918 году» (Синцов); 1941: «БКС № 4» (немецкий офицер в новелле «Патриотка» и капитан Тюрин в новелле «Приказ выполнен»), «Мечта» (Василь); 1944: «Большая земля» (Егор Свиридов), «Дни и ночи» (Алексей Сабуров); 1946: «Клятва» (Семен Рузаев); 1948: «Мичурин» (М.И. Калинин); 1949: «Константин Заслонов» (Нейгауз), «Сталинградская битва» (М.И. Калинин), «У них есть Родина» (Упманис); 1950: «Далеко от Москвы» (Ефимов); 1953: «Великий воин Албании Скандербег» (францисканский монах), «Вихри враждебные» (М.И. Калинин); 1954: «Об этом забывать нельзя» (Федченко); 1956: «Илья Муромец» (Касьян), «Первые радости» и «Необыкновенное лето» (Меркурий Мешков), «Пролог» (Матвей Круглов); 1957: «Ленинградская симфония» (Николай Логинов), «По путевке Ленина» (Матусовский); 1958: «Капитанская дочка» (следователь); 1960: «Испытательный срок» (Ожерельев-отец), «Нормандия – Неман» (партизан), «Ровесник века» (М.И. Калинин); 1961: «Академик из Аскании» (Павел Сергеевич), «Первые испытания», 2-я серия (Павел Сергеевич); 1962: «Люди и звери» (комиссар дивизии), «Павлуха» (дядя Яша); 1964: «Где ты теперь, Максим?» (Вадим Петрович), «Товарищ Арсений» (Афанасьев Федор Афанасьевич). Фотографии из личного архива Владимира Соловьёва |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru