Солюс Олег Павлович

SolyusСолюс Олег Павлович
Заслуженный артист РСФСР (1969)
Заслуженный артист Таджикской ССР (1945)
Родился 9 сентября 1915 года.
Умер 15 сентября 1976 года.

Олег Солюс родился в Москве. Его отец, выходец из дворянского сословия, с наступлением советской власти был служащим (умер в 1921 году). Мать Елизавета Георгиевна (1881–1952)  – домашняя хозяйка, занималась воспитанием двух сыновей, каждый из которых впоследствии состоялся в жизни, найдя свою собственную стезю.

В 1923 году Олег поступил в семиклассную школу № 12 БОНО, по окончании которой продолжил обучение в ФЗУ завода «Технолог» и одновременно работал слесарем на том же заводе. Однако техническая специальность не удовлетворяла Солюса, в нём больше преобладала творческая составляющая, поэтому в октябре 1933 года он держал вступительный экзамен и поступил в театрально-литературную мастерскую под руководством Алексея Денисовича Дикого. Окончив её в апреле 1936 года, Олег Солюс, вслед за учителем, который был приглашён в качестве режиссёра в Ленинградский БДТ имени М. Горького, вступил в его труппу. Однако это сотрудничество оказалось недолгим. 17 августа 1937 года Алексей Дикий был арестован, и Солюс, как его ученик, вполне мог претендовать на ту же участь. Но его, видимо, спасло то, что за месяц до этого он, вместе с основным костяком своих однокурсников по мастерской Дикого, выехал в Таджикистан для участия в организации Сталинабадского русского театра имени Вл. Маяковского, в котором задержался на целых девять лет. Там Солюс состоялся не только как актёр, но и впервые попробовал свои силы в режиссуре. В январе 1941 года он поставил свой первый самостоятельный спектакль «Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва, вскоре после этого был назначен главным режиссёром театра и работал в этом качестве до июня 1946 года. Как актёр на этой сцене сыграл ряд ведущих ролей: Алексея в «Детях Ванюшина» С.А. Найдёнова, Дормидонта в «Поздней любви» А.Н. Островского, Гришу Разлюляева в «Бедности не пороке» А.Н. Островского, Сильвио в «Слуге двух господ» К. Гольдони, Мосальского в «Нашествии» Л.М. Леонова, Пашковского в «Мелких козырях» В.Е. Ардова и других.

В 1943 году на Всесоюзном смотре молодых режиссёров за постановку спектакля «Нашествие» Олег Солюс был премирован длительной творческой командировкой в Москву, которую проходил с ноября 1945 года по декабрь 1946 года в Театре Сатиры. По её окончании артист был оставлен в труппе этого театра, в которой проработал до конца своих дней. В силу определённой творческой направленности данного театра Олег Солюс переиграл на его сцене множество характерно-комедийных ролей, среди которых: Грицко («Вас вызывает Таймыр» А.А. Галича, К.Ф. Исаева), Борзиков («Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского), мистер Кокэйн («Лондонские трущобы» Б. Шоу), Шарль Форестье («Господин Дюруа» по «Милому другу» Ги де Мопассана), Костя и Сенечка Перчаткин («Чужой ребёнок» В.В. Шкваркина), доктор («Тень» Е.Л. Шварца), Мадзини Дэн («Дом, где разбиваются сердца» Б.Шоу), капрал Барбару («Интервенция» Л.И. Славина), Чельцов («Пощёчина» С.В. Михалкова) и другие. Наибольшей удачей Солюса считалась роль А.Б. в спектакле «Дамоклов меч» Н.Х. Рана, который имел большой общественный резонанс в театральном мире столицы. Также Олег Павлович продолжал режиссёрскую деятельность, осуществив постановки «Свадебного путешествия» В.А. Дыховичного, «Дыма без огня» С.И. Лунгина и И.И. Нусинова, «Дон Жуана или Любви к геометрии» М. Фриша (совместно с В.Н. Плучеком) и другие.

Для кино Олег Солюс был открыт режиссёром Константином Юдиным, пригласившим его на отрицательную роль тренера Вадима Белецкого в некогда популярный фильм «Смелые люди». Голубоглазый блондин, он очень точно подошёл под образ немецкого шпиона, доказав, что может быть достоверен не только в характерных ролях. Но, как это часто бывает, удачно сыгранная роль навсегда привязывается к актёру, и в дальнейшем его перестают видеть в других ипостасях. Также произошло и с Солюсом. С кино ему фактически пришлось расстаться, потому как в представлении кинорежиссёров он накрепко закрепился в отрицательном амплуа. Сделав исключение для Константина Юдина, снова снявшего его в похожей роли в «Заставе в горах», Солюс впоследствии появился на экране лишь дважды в не самых удачных картинах. Главным для него всегда оставался театр. Кино лишь добавило ему узнаваемости.

Олег Павлович был дружелюбным человеком, не любил конфликты, и когда они случались с другими, старался посильно их сгладить. Так было, например, в шумной истории, связанной с конфликтом В.Н. Плучека с частью труппы Театра Сатиры. Была даже создана специальная комиссия Министерства культуры СССР по расследованию этого дела. На собрании в театре артисты жёстко высказались в адрес главного режиссёра, и Солюс был чуть ли не единственным среди них, оказавшимся на стороне Плучека. Это помогло ему в дальнейшем сохранить хорошие отношения с режиссёром, но не особенно повлияло на их творческое сотрудничество.

Несмотря на известность, хорошие внешние данные Олег Солюс большую часть жизни был холостяком, проживал вместе со своими тётушками, и женился только в последние свои годы. В театре дружил с Борисом Рунге и Клеоном Протасовым, поскольку делил с ними одну гримёрку.

В 1976 году, во время гастролей Театра Сатиры в Баку, в столицу пришла неожиданная весть о кончине Олега Солюса. 15 сентября, после посиделок с коллегами за картами и принятия спиртных напитков, Олег Павлович решил искупаться, зашёл по пояс в воду и… мгновенно умер. Похоронили его на Пятницком кладбище, рядом с матерью.

Фильмы и роли:

1950: «Смелые люди» (Вадим Белецкий); 1953: «Застава в горах» (Бен Стенли); 1959: «Дамоклов меч», тв (А.Б.); 1962: «Грешный ангел» (Телегин), «Интервью у весны», тв (Степан Северинов), «Яблоко раздора» (дед Жовтяк); 1971: «Когда море смеется», тв (шеф сыскного агентства); 1975: «Дом, где разбиваются сердца», тв (Мадзини Данн); 1976: «Пощечина», тв (Леонид Степанович Чельцов).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru