
Степанов Лев Константинович
Родился 21 февраля 1916 года. Лев Степанов родился в Петрограде в творческой семье. Его отец – известный театральный режиссёр, заслуженный деятель искусств РСФСР Константин Фёдорович Степанов-Колосов (1894–1962). Мать – актриса Варвара Фёдоровна Колосова (1890–?), в поздние годы служившая в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола. Лев, буквально с пелёнок росший за кулисами, настолько проникся сценой, что никем, кроме как артистом, себя не видел. Свои первые шаги на актёрском поприще он сделал ещё в подростковом возрасте на сцене ленинградского театра «Сатирикон», затем три сезона играл в Театре музыкальной комедии. Обладая своеобразной индивидуальностью, Степанов использовался в характерно-комедийном амплуа, в котором со временем достиг прекрасных результатов. А пока, чтобы получить статус профессионального актёра, в 1934 году он поступил на драматическое отделение Ленинградского техникума сценических искусств на курс Бориса Михайловича Дмоховского, где, помимо основного мастера, преподавали Александр Соколов, Василий Меркурьев и Ирина Мейерхольд. Соприкоснувшись с такими педагогами, Степанов вобрал от них самые лучшие качества, которые помогли ему в его будущей творческой деятельности. Выйдя из стен института, в 1938 году Лев Степанов был принят в труппу Ленинградского театра Комедии и Сатиры, откуда через четыре года перешёл на эстраду. Склонный к эксцентрике, к внешней характерности, он пользовался у зрителей большим успехом и вскоре был замечен кинематографом. В 1940 году актёр дебютировал в эпизодической роли джазового музыканта в фильме «Музыкальная история», которая могла открыть ему путь к большим ролям. К сожалению, этого не произошло по причине начавшейся Великой Отечественной войны. Степанов уехал работать в Молотовский драматический театр, которым в тот момент руководил Иван Семёнович Ефремов. Почему именно туда, не совсем не понятно. Возможно, его отец был знаком с Ефремовым и похлопотал перед ним за сына. Интересно, что после ухода Ивана Семёновича с поста художественного руководителя, с 1945 по 1946 годы Константин Степанов-Колосов занимал там должность главного режиссёра. Вернувшись в Ленинград, в 1944 году Лев Степанов вошёл в актёрский штат киностудии «Ленфильм», где за четыре года успел мелькнуть на экране в нескольких незначительных эпизодах. Когда же в 1948 году актёрский штат был расформирован, Степанов снова ушёл на эстрадные подмостки. От Ленинградской государственной эстрады он служил в коллективе драмы и комедии под руководством Аркадия Борисоглебского и в ансамбле под руководством Лидии Атманаки, пока в 1950 году не принял предложение вступить в труппу Драматического театра Балтийского флота. В ней он, как и прежде, играл небольшие характерные роли: 1-го матроса («Гибель эскадры» А.Е. Корнейчука), репортёра («Закон Ликурга» Т. Драйзера), мистера Боба («Незабываемый 1919-й» В.В. Вишневского), Карла («Жить всегда» Ю.А. Буряковского) и другие. После четырёх сезонов работы в театре Балтийского флота Лев Степанов в очередной раз перешёл на эстраду, параллельно снимаясь в эпизодах в кино. К тому моменту их в арсенале актёра было более десяти и постепенно, год от года, становилось всё больше. Степанова полюбили режиссёры и с удовольствием приглашали в свои картины. Это позволило ему в 1957 году вторично оформиться в актёрский штат «Ленфильма», во вновь созданную при нём Студию киноактёра. Тут он уже начал сниматься без перерыва, ежегодно появляясь в нескольких фильмах. Наиболее интересной работой Льва Степанова стала главная роль губернского секретаря Понимаева в экранизации рассказа А.П. Чехова «Либерал» режиссёра Михаила Ершова, в которой он достиг буквально трагикомических высот. Стало понятно, что его актёрские возможности очень высоки, но крупных ролей в его творческой биографии больше не случилось. Зато все маленькие появления Степанова на экране всегда вызывали симпатию зрителей. Смешные, неуклюжие, угловатые персонажи Льва Константиновича становились украшением любого фильма. Среди них стоит выделить Праздникова («Смерть Пазухина»), регента церковного хора («Анафема»), учителя Козелкова («В начале века»), Климова («Мандат»), драматурга Патрончикова («Зайчик»), церемониймейстера («Три толстяка»), дядю Сашу («Непоседы»). О личной жизни Льва Степанова мало что известно. Судя по документам, он был дважды женат, детей не имел. Что стало причиной его раннего ухода из жизни, тоже остаётся загадкой. Фильмы и роли: 1940: «Музыкальная история» (пианист джаза); 1941: «Приключения Корзинкиной» (член жюри); 1945: «Простые люди» (завстоловой); 1946: «Во имя жизни» (командировочный), «Сыновья» (оберъефрейтор); 1947: «Золушка» (дирижёр королевского оркестра), «Новый дом» (парикмахер); 1949: «Академик Иван Павлов» (сообщник Петрищева), «Звезда» (немецкий офицер), «Константин Заслонов» (немецкий офицер); 1952: «Римский-Корсаков» (звездочёт); 1953: «Алеша Птицын вырабатывает характер» (встречающий); 1954: «Укротительница тигров» (клоун); 1955: «Двенадцатая ночь» (стражник); 1956: «Они были первыми» (футурист), «Солдаты» (немец), «Старик Хоттабыч» (гражданин у телефонной будки); 1957: «Балтийская слава» (анархист), «Рядом с нами» (сосед в общежитии), «Смерть Пазухина» (Трофим Северьяныч Праздников), «Тамбу-ламбу», к/м (прохожий), «Улица полна неожиданностей» (пьяный хулиган); 1957-1958: «Тихий Дон» (офицер в ресторане); 1958: «День первый» (солдат), «Кочубей» (буржуй), «Наш корреспондент» (Лебедев), «Шофёр поневоле» (посетитель кафе); 1959: «Либерал», к/м (Алексей Понимаев). «Не имей сто рублей» (актёр), «Ссора в Лукашах» (счетовод), «Шинель» (покупатель скелета); 1960: «Анафема», к/м (регент церковного хора), «Дама с собачкой» (хозяин собаки), «Человек с будущим» (кольщик льда); 1961: «Василий Докучаев» (чиновник), «В начале века» (Козелков), «Две жизни» (уголовник); 1962: «Закон Антрактиды» (Снотграс); 1963: «Город – одна улица» (Сысоев), «Мандат» (Климов, начальник станции), «Понедельник – день тяжёлый» (Носков), «Сотрудник ЧК» (Шалыга); 1964: «Зайчик» (Патрончиков, драматург), «Пока фронт в обороне» (военный переводчик), «Трудный путь» (старый чертёжник); 1965: «Заговор послов» (посетитель ресторана), «Музыканты одного полка» (музыкант), «Иду на грозу» (алкоголик), «Сегодня – новый аттракцион» (работник цирка); 1966: «В городе С.» (человек в футляре), «Двенадцать могил Ходжи Насреддина» (Петр Иванович, больной), «Начальник Чукотки» (член правительства Чукотки), «Скверный анекдот» (прохожий), «Три толстяка» (церемониймейстер), «Формула радуги» (Весёлкин); 1967: «Непоседы» (дядя Саша), «Свадьба в Малиновке» (бандит), «Суд», к/м (дьячок); 1968: «Трембита» (житель карпатского села). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru