Стосков Юрий Викторович

Stoskov-1Стосков Юрий Викторович
Народный артист РСФСР (1985)
Родился 19 января 1931 года.
Умер 14 ноября 2013 года.

Рыцарь искусства – так и не иначе можно охарактеризовать Народного артиста РСФСР Юрия Викторовича Стоскова, который всю свою творческую жизнь посвятил преданному и беззаветному служению театру. Театру провинциальному, хотя, безусловно, мог бы работать и на столичной сцене, куда его не раз приглашали. Но он не хотел подводить свой родной коллектив, оставить роли и спектакли, в которых всегда имел неизменный успех. Плюс к этому любовь публики, уважение коллег, замечательные человеческие качества сделали его неизменным символом Ногинского драматического театра, которому он был предан на протяжении пятидесяти трёх лет. Далеко не каждому артисту ставят памятник у театра, в котором он служил, а Юрий Викторович удостоился такой чести. И вполне справедливо, поскольку был сердцем и душой ногинской сцены.

Родился Юрий Стосков в Москве, в семье инженера-строителя Виктора Петровича Стоскова и музыкального работника Марии Исаевны Стосковой, которые проживали на Петровке, 30, в самом центре столицы. Накануне войны они отправились на строительство второго железнодорожного пути на Дальний Восток, оставив сына с бабушкой Полиной, которой предстояло нелёгкое бремя присмотра за подрастающим внуком. Вместе с другими пацанами он дежурил на крышах, тушил сбрасываемые немцами «зажигалки». Параллельно учился на токаря в ФЗУ при табачной фабрике «Ява», подрабатывал, получал зарплату папиросами.

В 1943 году бабушка умерла, поэтому Марии Исаевне пришлось в срочном порядке возвращаться домой. Невзирая на нежелание сына покидать Москву, она, всё же, забрала его с собой, к месту нового назначения мужа, в Комсомольск-на-Амуре. Там Стосковы прожили несколько лет, затем переехали в Улан-Удэ. Как многие школьники, Юрий занимался спортом, играл в юношеской команде по футболу. Параллельно увлекался фотографией, вынашивая мечту стать кинооператором и планируя для этой цели поступать во ВГИК. Но судьба распорядилась иначе. Когда пришла пора вступительных экзаменов, Юрия в составе футбольной команды увезли в Улан-Удэ, и он упустил свой шанс. По возвращении, чтобы не терять время даром, Стосков стал учиться в Историко-архивном институте и одновременно играть в его футбольной и хоккейной командах. Но игра игрой, а мысль по поводу операторского факультета он от себя отпускал. И тут, как всегда, вмешался Его Величество случай. Однажды, случайно проходя по Неглинной улице мимо Театрального училища имени М.С. Щепкина, Юрий ради любопытства зашёл внутрь, где, как раз, шли прослушивания. Он решил в них поучаствовать и так приглянулся заведующей учебной частью Ольге Ивановне Старостиной, что она сразу же отправила его на третий тур. Так была решена судьба Юрия Стоскова. Преодолев огромный конкурс в 130 человек на место, он был принят на курс Константина Александровича Зубова, где попал в замечательную компанию однокурсников: Игоря Кириллова, Геннадия Воропаева, Эльзы Леждей, Всеволода Платова, Тиграна Давыдова. Была среди них и Тамара Гаврилова, которая по окончании училища стала женой Стоскова.

В 1955 году на сцене Малого театра проходили гастроли Тамбовского областного театра имени А.В. Луначарского. Его главный режиссёр Владимир Галицкий, просматривая дипломные спектакли студентов Щепкинского училища, приметил в них Юрия Стоскова и Тамару Гаврилову и пригласил их работать в Тамбов. Новоиспечённые артисты согласились и сразу же получили главные роли в постановке «Врагов» М. Горького. Затем было ещё немало работ, среди которых одна – Нина Снижко в «Барабанщице» А.Д. Салынского сделала Тамару Гаврилову известной на весь Советский Союз. Она получила приглашение из Вильнюса и уехала туда работать, а Юрий Стосков вынужден был вернуться в Москву в связи с тяжёлой болезнью отца. Но вскоре очередной случай решил его дальнейшую творческую судьбу. Однокурсница Юрия Стоскова Вера Абозовик показывалась в Ногинский театр и попросила Стоскова ей подыграть. Он согласился и, в итоге, понравился главному режиссёру Андрею Муату, предложившему ему вступить в труппу. Юрий Викторович решил рискнуть, не подозревая, что этот шаг станет для него судьбоносным. Он позвонил супруге в Вильнюс, уговаривал вернуться, а ей только что дали однокомнатную квартиру, в театре она играла несколько главных ролей. Оставлять всё это ради неизвестных перспектив Гаврилова побаивалась, но любовь к мужу, солидарность с его выбором, всё же, взяли верх. В апреле 1961 года она тоже переехала в Ногинск и вместе с супругом осталась там на всю жизнь.

С момента прихода на ногинскую сцену Юрий Стосков стал фактически её главным премьером, исполнял большинство ведущих ролей. Среди них: Николай («Проводы белых ночей» В.Ф. Пановой), Маркиз («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони), Рязлюляев («Бедность не порок» А.Н. Островского), Хосе («День рождения Терезы» Г.Д. Мдивани), Фёдор Таланов («Нашествие» Л.М. Леонова), Виктор («Варшавская мелодия» Л.Г. Зорина), Гусятников («В этом милом старом доме» А.А. Арбузова), Угаров («Провинциальные анекдоты» А.В. Вампилова), Андрей Ерин («Характеры» В.М. Шукшина), Князь («Проделки Ханумы» А.А. Цагарели), Павел Фарятьев («Фантазии Фарятьева» А.Н. Соколовой), Мекки-Нож («Трёхгрошовая опера» Б. Брехта) и многие другие.

Работа с известным драматургом и режиссёром Теодором Лондоном над спектаклем «Дым Отечества» по произведениям К.М. Симонова неожиданно открыла Юрию Стоскову дорогу в кинематограф. На репетициях неоднократно присутствовал сам Симонов, внимательно наблюдал за актёрами, и когда на «Мосфильме» была запущена в производство экранизация его романа «Солдатами не рождаются» порекомендовал режиссёру Александру Столперу на роль политрука Левашова Юрия Стоскова. Так с лёгкой руки писателя Стосков попал на экран. Затем была длительная пауза, и только в конце 1980-х годов актёр снова вернулся на съёмочную площадку. Одним из первых на него обратил внимание режиссёр Александр Бланк и доверил Стоскову главную роль в своём фильме «Зима в раю», где актёр предстал в образе стареющего героя, влюбившегося в молоденькую актрису. Вслед за этой работой у того же Бланка последовала ещё одна главная роль в фильме «Привал странников», только теперь героем Стоскова был отважный полковник в отставке Смирнов, перешедший дорогу криминальным авторитетам.

Трудные 1990-е годы временно приостановили работу Юрия Стоскова в кино, но когда вначале 2000-х производство телесериалов поставили на поток, артист прочно занял в них своё место. Представительная внешность Стоскова очень удачно подошла под образы милицейских и армейских офицеров, крупных руководителей, и он стал часто приглашаться на подобные роли. Так появились генерал-лейтенант Тихонов в серии фильмов «Мужская работа», Ю.В. Андропов в «КГБ в смокинге», полковник КГБ в отставке Моргунов в «Капкане», генерал ФСБ Зубков в «Украсть у…» и другие. Но были в галерее его военачальников и вполне мирные персонажи, такие как Леонид Барышев, отец главного героя, в нескольких сезонах «Всегда говори “всегда”» и председатель совхоза на пенсии Корытко в «Манне небесной».

Несмотря на востребованность в кино, Юрий Викторович всегда считал для себя главным театр. Никакое выгодное предложение не могло его заставить отказаться от спектакля, пропустить намеченную репетицию. «Театр для меня – это всё! – сказал в одном из интервью Юрий Стосков. – Это храм, где я обязан говорить правду людям, искать тот язык, который должен дойти до сердца каждого». Помимо этого, актёр много сил отдавал популяризации богородского края, озвучил, посвящённый ему, документальный фильм, был Почётным гражданином Ногинска, участвовал в его различных мероприятиях и благотворительных акциях, дружил с главой Ногинского района Владимиром Николаевичем Лаптевым, который в своё время спас Ногинский театр от закрытия. Именно Лаптев после кончины Юрия Викторовича хлопотал о том, чтобы Ногинскому театру было присвоено его имя, а когда этого добиться не удалось, поставил у театра памятник актёру.

В последние годы Юрий Викторович плохо себя чувствовал. Этому во многом поспособствовал новый главный режиссёр Ногинского театра, который семь не давал актёру и его супруге новых ролей. Финальной работой Стоскова на ногинской сцене стал Ричард Уилли в пьесе Р. Куни «Люкс № 13». Когда Стосков ушёл из жизни, все артисты, участвовавшие в постановке, отказались играть с другим исполнителем, и спектакль был снят с репертуара. Помимо этого Юрий Викторович репетировал роль священника в «Поминальной молитве» Г.И. Горина, но не дожил до её премьеры, которая состоялась на девятый день после его кончины.

Тамара Сергеевна Гаврилова по сей день служит в родном театре, который с 2012 года стал именоваться Московским областным театром драмы и комедии. Несмотря на преклонные годы, она по-прежнему занята в репертуаре, с большим успехом выходит на сцену в ролях матери Менахема в «Поминальной молитве» Г.И. Горина и портнихи Терезины в «Женщине, которая не умеет плакать» по пьесе Э. де Филипо «Филумена Мартурано».

Фильмы и роли:

1967: «Возмездие» (Левашов); 1985: «Из жизни Потапова» (Сорокин); 1989: «Зима в раю», тв (Леонид Воркута); 1991: «Привал странников» (Смирнов), «Кремлевские тайны XVI века» (князь Шуйский); 1992: «Ангелочек», тв (солидный гость), «Русские братья» (отец Евгения); 1993: «Серые волки» (Д.Ф. Устинов); 1996: «Клубничка», тв (Антон Антонович), «Мужчина для молодой женщины» (эп.); 1999: «Женщин обижать не рекомендуется» (Кириллов); 2000: «Лестница в небеса» (роль), «Сиреневая усадьба» (роль); 2000-2002: «Тайны дворцовых переворотов», тв (Иван Бутурлин); 2001: «Марш Турецкого 2. Цена жизни – смерть», тв (Промыслов), «Московские окна», тв (Ираклий Делия), «Мужская работа», тв (генерал Тихонов); 2002: «Провинциалы», тв (Кудрявцев); 2003: «Всегда говори «всегда»», тв (отец Сергея), «Лучший город Земли», тв (Ираклий Делия), «Мужская работа 2», тв (генерал Тихонов), «Сыщик без лицензии. Окончательный диагноз», тв (Леонид Потапов), «Театральный блюз», тв (Шмага); 2005: «Всегда говори «всегда» 2», тв (отец Сергея), «КГБ в смокинге», тв (Ю.В. Андропов); 2006: «Всегда говори «всегда» 3», тв (отец Сергея), «Кодекс чести 3. Отпуск в прошлое», тв (роль), «Парадиз» (Савелов), «Угон. Ловля на живца», тв (Юрий Викторович, генерал милиции), «Шпионские игры. 13-й сектор», тв (руководитель); 2007: «Возвращение Турецкого. Граффер», тв (Бухарский), «Всегда говори «всегда» 4», тв (отец Сергея), «Капкан», тв (Егор Моргунов), «Молодой Волкодав», тв (отец Тиргея); 2008: «Две судьбы. Новая жизнь», тв (военный судья), «Ермоловы», тв (чекист), «Смерть шпионам. Крым», тв (Гольц), «Украсть у…», тв (Вадим Зубков); 2009: «Холодное сердце», тв (врач); 2010: «Поединки. Правдивая история. Тегеран-43», тв (Ю.В. Андропов); 2011: «Манна небесная», тв (Феликс Карпович Корытко).

Фотографии из личного архива Юрия Стоскова

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru