Стрешнева Вера РодионовнаСтрешнева Вера Родионовна Вера Стрешнева родилась в Санкт-Петербурге. Её отец Родион Фролович Кузнецов-Стрешнев (1860–1913), уральский казак, в начале 1880-х гг. прибыл в Петербург для отбывания воинской повинности в составе Уральской казачьей сотни, остался на сверхсрочную службу и состоял на ней до конца своих дней. Ушёл из жизни в чине подхорунжего. Мать Анастасия Васильевна Стрешнева (в девичестве – Маркова; 1861–1926), из московских дворян, занималась домашним хозяйством. Вера весной 1903 года окончила курс Литейной женской гимназии, где последние три года занималась уроками выразительного чтения. Сразу после этого поступила на драматические курсы Б.В. Поллака в класс Юрия Михайловича Юрьева. Достигнув больших успехов в учёбе, уже в конце 1903 года Стрешнева была допущена к репетиции отрывков, а в марте 1904 года переведена на профессиональную сцену. Первым театром, в котором она начала сценическую деятельность, стал Лиговский общедоступный театр при Народном доме С.В. Паниной, которым руководил Павел Павлович Гайдебуров. На основе этого коллектива в 1905 году Гайдебуров организовал передвижной театр, в составе которого Стрешнева работала до 1907 года. Среди её ролей этого периода: Наталья Дмитриевна («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Евгения Мироновна («На бойком месте» А.Н. Островского), Весна («Снегурочка» А.Н. Островского), Мария Годунова («Борис Годунов» А.С. Пушкина). В декабре 1907 года, в силу изменившихся семейных обстоятельств, Вера Стрешнева перешла в драматическую труппу Попечительства о народной трезвости в Санкт-Петербурге, в состав которого входили народные дома: Императора Николая II, Василеостровский, Екатерингофский, Таврический и на Стеклянном. Здесь Стрешнева провела тринадцать лет, достигнув положения первой актрисы. Сыграла Купавину в «Волках и овцах» А.Н. Островского, Эми в «Кине, или Гении и беспутстве» А. Дюма, Раису Сурмилову в «Льве Гурыче Синичкине» Д.Т. Ленского, Анну Алексеевну в «Буре» Д.А. Мансфельда, Марину и Анисью во «Власти тьмы» Л.Н. Толстого, мать Тиль и Ночь в «Синей птице» М. Метерлинка, Елизавету в «Марии Стюарт» Ф. Шиллера, Вишневскую в «Доходном месте» А.Н. Островского, Гертруду в «Гамлете» В. Шекспира, Василису в «Василисе Мелентьевой» А.Н. Островского, Агафью Тихоновну в «Женитьбе» Н.В. Гоголя, Варвару в «Грозе» А.Н. Островского и многие другие роли. В 1920 году театральным отделом Вера Стрешнева была переведена в Петроградский государственный академический драматический театр (с 1937 года – имени А.С. Пушкина), в труппе которого служила до его эвакуации в Новосибирск в августе 1941 года. Имея за плечами богатый сценический опыт, десятки сыгранных ролей, Вера Родионовна органично влилась в новый для неё коллектив, который воздал должное её разностороннему таланту и снабдил достойными ролями. Среди них: Лариса («Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н. Островского), Наталья Дмитриевна («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Настастья Ивановна («Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина), Лисистрата («Лисистрата» Аристофана), Фтататита («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу), Настя («Мандат» Н.Р. Эрдмана), Машка («Рельсы гудят» В.М. Киршона), Дорина («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), Брандахлыстова («Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина), Белотелова («Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского), Арина Пантелеймоновна («Женитьба» Н.В. Гоголя), Клеопатра («Враги» М. Горького) и другие. В кино Вера Стрешнева начала сниматься ещё до революции, но первые заметные работы случились у неё уже в советское время. В 1925 году режиссёр Александр Пантелеев, у которого актриса снималась в 1916 году в фильме «Тёмный Петроград», пригласил её на роль баронессы Бернсдорф в картину «Палачи». Затем, до прихода звука, Стрешнева снялась ещё в пяти фильмах, самыми известными из которых были «Степан Халтурин» Александра Ивановского и «Капитанская дочка» Юрия Тарича. В последней картине Стрешнева предстала в образе императрицы Екатерины II, одной из первых воплотив её на экране. Ну а самой известной работой актрисы в кино по сей день остаётся ревнивая жена главного героя в курортной комедии «Девушка спешит на свидание», в которой Вера Родионовна продемонстрировала искромётный комедийный талант. В момент, когда Пушкинский театр в августе 1941 года отправлялся в эвакуацию в Новосибирск, Веру Стрешневу мучила стенокардия (грудная жаба), и она не смогла покинуть Ленинград. Два года актриса жила в здании театра на казарменном положении в качестве начальника звена социального порядка МПВО. Одновременно она работала на радио в качестве чтицы и актрисы в группе «Театр у микрофона», а также в детском отделе радиовещания вела цикл передач «Сказки бабушки Родионовны». В 1942 году поставленные в «Театре у микрофона» «Русские люди» К.М. Симонова стали предтечей создания Блокадного театра. По решению Ленинградской партийной организации 18 октября театр начал функционировать и открылся симоновскими «Русскими людьми» с Верой Стрешневой в роли Марфы Сафоновой. Это выстраданное детище стало для актрисы настолько родным, что после реэвакуации Театра имени А.С. Пушкина в Ленинград она не захотела туда возвращаться, оставшись работать в Блокадном театре (с 1944 года – Ленинградский драматический театр, с 1959 года – имени В.Ф. Комиссаржевской). За Марфой Сафоновой последовали Демидьевна в «Нашествии» Л.М. Леонова, Кармина в «Женитьбе Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва, Татьяна Марковна Бережкова в «Обрыве» по И.А. Гончарову, Белла Чарлз в «Глубоких корнях» Д. Гоу и А. Д’Юссо, Арина Родионовна в «Александре Пушкине» Д. Дэля и другие. За свою творческую деятельность в годы Великой Отечественной войны Вера Родионовна была награждена медалями «За оборону Ленинграда» (1942) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945). После войны актриса занималась общественной деятельностью, в 1947 году став депутатом Куйбышевского райсовета Ленинграда. В июле 1952 года Вера Стрешнева переехала в Ленинградский дом ветеранов сцены имени М.Г. Савиной, где и окончила свои дни. Похоронена на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Фильмы и роли: 1916: «Тёмный Петроград» (роль); 1917: «Будь проклят ты, разбивший мою жизнь!» (акушерка); 1925: «Наводнение», к/м (роль), «Палачи» (баронесса Беренсдорф, сестра генерала Валаева), «Степан Халтурин» (хозяйка), «Чудо с самогоном», к/м (лавочница); 1926: «Катерина Измайлова» (роль); 1928: «Капитанская дочка» (Екатерина II); 1933: «Иудушка Головлёв» (Галкина, помещица); 1936: «Девушка спешит на свидание» (жена Гурова); 1937: «Женитьба» (Арина). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru