
Студнева Любовь Максимовна
Родилась 17 сентября 1905 года. Любовь Студнева родилась в Уфе в семье рабочего. В 1921–1922 годах, в связи с частыми переездами родителей и тяжёлым материальным положением, была отдана в интернат в Узбекистане, где пробыла совсем недолго – вскоре он закрылся. Любовь вместе с другими воспитанницами отправилась работать на гренажную станцию в Ходженте, где трудилась на протяжении трёх лет. После того, как в 1924 году столицей Узбекской ССР стал Самарканд, переехала туда и стала служащей сначала Облисполкома, потом – Госстраха. С детских лет Любовь Студнева увлекалась театром, участвовала в кружках художественной самодеятельности, поэтому, когда представилась возможность, в 1926 году, по персональной путёвке, уехала в Москву поступать на театральное отделение Единого художественного рабфака (рабочего факультета) при ВХУТЕМАСе (Высших художественно-технических мастерских). Там она окончила среднее образование и параллельно получила актёрское, но на этом решила не останавливаться. С 1929 года Студнева продолжила обучение на факультете литературы и искусств 1-го Московского университета (с 1930 года – Московский государственный университет) и одновременно поступила в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта. Однако, долго совмещать учёбу и игру в театре оказалось невозможным, поэтому она выбрала университет и в 1931 году окончила его. Первые два года после получения диплома МГУ Любовь Студнева трудилась в Заочном институте искусств при ЦК ТРАМов (Центральном комитете Театров рабочей молодёжи), а в 1933 году получила предложение вступить в труппу Театрально-литературной мастерской под руководством Алексея Денисовича Дикого (с 1935 года – Театр-студия под руководством Алексея Дикого), где сыграла свою первую значительную роль – Аринушку в пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок». Когда же в 1936 году Дикого перевели в Ленинград на должность главного режиссёра Большого драматического театра имени М. Горького, Студнева в числе других артистов театра-студии перешла туда вслед за ним. Оставалась в БДТ и после ареста Дикого в 1937-м. Проведённые там четыре сезона, принесли актрисе новые интересные работы: Полю в «Мещанах» М. Горького, Ганну в «Думе о Британке» Ю.И. Яновского, Катю в «Человеке с ружьём» Н.Ф. Погодина, Елену в «Волке» Л.М. Леонова, Тоню в «Подарке Нептуна» А.В. Спешнева, Фёклу в «Царе Потапе» А.А. Копкова. В 1940 году, по семейным обстоятельствам, Любовь Студнева вернулась в Москву и вошла в труппу Центрального театра транспорта, сыграла там Марусю в «Со всяким может случиться» Б.С. Ромашова и Веру Михайловну в «Машеньке» А.Н. Афиногенова. В апреле 1941 года вместе с театром выехала на гастроли, во время которых её застала война. Узнав страшную новость, Любовь Максимовна незамедлительно выехала в столицу, а гастрольная группа театра ещё три года оставалась в Сибири на Дальнем Востоке. В июле 1941 года, при налёте вражеской авиации на Москву, дом, в котором располагалась квартира Любови Студневой, пострадал от бомбёжки. Актриса, лишившись крова, поступила на службу во Всероссийское гастрольно-концертное объединение, в составе которого выезжала с чтецким репертуаром и в качестве концертной ведущей на фронты Великой Отечественной войны. Надо отметить, что, как и всех советских людей, горе не обошло Любовь Максимовну стороной. В самом начале войны, в боях за Днепропетровск, погиб её муж, а в период блокады Ленинграда умерла от голода мать. Так что победу в мае 1945 года Студнева встречала в одиночестве, лишённая самых близких ей людей. В феврале 1945 года Любовь Студнева вошла в состав вновь созданного Государственного театра киноактёра. С кино она уже была знакома, поскольку до войны успела сняться на «Ленфильме» в эпизодических ролях в «Выборгской стороне» и «Станице Дальней». В послевоенное же время ей особо не на что было рассчитывать, поскольку приближавшийся период малокартинья постепенно оставлял без работы даже самых известных актёров. И всё же Студнева изредка снималась в крохотных, часто безымянных эпизодах, наиболее узнаваемыми из которых стали Воронова в «Сельской учительнице» и жена Якова Ивановича в «Донецких шахтёрах». Зато гораздо большие перспективы ей давал Театр киноактёра, где она играла Клавдию в «Детях Ванюшина» С.А. Найдёнова, Беллу Чарлз в «Глубоких корнях» Д. Гоу и А. Д’Юссо и Матрёну Никитишну во «Флаге адмирала» А.П. Штейна. К сожалению, ситуация в кинематографе скоро достигла критического предела, и в мае 1951 года Студнева в числе большого количества актёров была сокращена из труппы театра. Оставшись на вольных хлебах, Любовь Максимовна согласилась уехать в Германию для работы в театре Группы советских войск. Там были постоянная занятость, интересные роли, поэтому эти три года в её в творческой биографии стали одними из самых ярких. Вернувшись в Москву, Студнева вскоре включилась в работу вновь созданной «Студии молодых актёров» (будущего театра «Современник»), участвовала в их первой постановке «Вечно живые» по пьесе В.С. Розова в роли бабушки Варвары Капитоновны. Тогда же она начала активно сниматься по договорам в небольших характерных ролях. Среди них: Ефросинья Ивановна («Рассказы о Ленине»), тётя Надя («Дружок»), мать Вари («По ту сторону»), мать Глеба («Сверстницы»), Максимовна («Половодье»). После открытия Дома ветеранов кино в Матвеевском Любовь Максимовна стала одной из его постоялиц. Там и окончила свои дни. Фильмы и роли: 1938: «Выборгская сторона» (Елизавета Кукушкина); 1939: «Станица Дальняя» (казачка); 1945: «Слон и веревочка» (мать Кати); 1947: «Сельская учительница» (жена Воронова), «Сказание о земле Сибирской» (женщина на барже); 1948: «Молодая гвардия» (эп.), «Повесть о настоящем человеке» (эп.), «Путь славы» (бывшая кладовщица); 1949: «Сталинградская битва» (колхозница), «Счастливый рейс» (женщина в ложе), «У них есть Родина» (мать); 1950: «Донецкие шахтёры» (Дуся, жена Якова Ивановича), «Смелые люди» (женщина в приёмной); 1951: «Сельский врач» (акушерка); 1954: «Я ничего не помню», к/м (Евдокия Ивановна); 1955: «Секрет красоты», к/м (уборщица); 1956: «Полюшко-поле» (мать Гурова), «Разные судьбы» (соседка Морозовых); 1957: «Летят журавли» (мать Степана), «Рассказы о Ленине» (Ефросинья Ивановна); 1958: «Дружок» (тётя Надя), «По ту сторону» (мать Вари); 1959: «Заре навстречу» (бонна), «Золотой эшелон» (эп.), «Сверстницы» (мать Глеба); 1962: «Половодье» (Максимовна); 1963: «Тишина» (соседка); 1964: «Женитьба Бальзаминова» (эп.); 1970: «Город первой любви. Царицын – 1919 год» (нянюшка); 1972: «Сибирячка» (старая колхозница); 1974: «Повесть о человеческом сердце» (домработница); 1976: «Тимур и его команда», тв (бабка с дровами); 1979: «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (няня). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru