Сукова Татьяна Викторовна

Sukova1Сукова Татьяна Викторовна

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1960)
Заслуженная артистка Таджикской ССР (1944)

Родилась 4 июля 1899 года.
Умерла 20 февраля 1968 года.

Татьяна Сукова родилась в Феодосии. Её отец Виктор Васильевич Пашутин (1845–1901) был патофизиологом, начальником Императорской Военно-медицинской академии, заслуженным профессором. Мать Надежда Всеволодовна Сукова (1861–1948) – одна из первых женщин-врачей в России, окончившая курсы женщин-врачей при Николаевском военном госпитале и собиравшая средства для открытия женского медицинского института. Она не состояла с отцом дочери в законном браке, поэтому записала её на свою фамилию.

Татьяна в 1912 году начала обучение в Константиновской гимназии при Императорском женском педагогическом институте в Санкт-Петербурге и окончила её с золотой медалью в 1917 году. Сразу после этого она поступила на юридический факультет Высших женских курсов, откуда через год перешла в Петроградский университет. Окончить его ей не пришлось, поскольку, в виду материальных затруднений, Сукова вынуждена была пойти работать. С осени 1918 года она начала трудиться делопроизводителем в Петроградском окружном управлении Российского общества Красного Креста, которое позднее было слито с Петроградским губернским отделом здравоохранения (Губздравом).

Отдав этой службе около трёх лет, Татьяна Сукова резко изменила направление своей деятельности: в январе 1921 года поступила в Школу русской драмы при Петроградском государственном академическом драматическом театре (бывшем Александринском). Училась у корифеев петербургской сцены – Евтихия Павловича Карпова, Владимира Николаевича Давыдова, Леонида Сергеевича Вивьена, прошла у них у них отличную школу актёрского мастерства.

В 1924 году весь выпуск Школы русской драмы стал основой театра-студии при Петроградском государственном академическом драматическом театре, которая просуществовала несколько лет и в 1929 году была объединена с основной труппой театра. В этом коллективе Татьяна Сукова, начиная с окончания Школы, провела девять сезонов и сыграла целую галерею характерно-комедийных ролей. Среди них: Марья Антоновна («Ревизор» Н.В. Гоголя), Элиза («Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля), Трощина («Чудак» А.Н. Афиногенова), Клара Спасова («Страх» А.Н. Афиногенова) и другие.

В июле 1933 года большая группа молодых артистов вместе с режиссёром Николаем Васильевичем Петровым покинула Петроградский государственный академический драматический театр и уехала в Харьков, где был организован Театр русской драмы. Примкнувшая к ним Сукова, не только стала одной из его ведущих актрис, но и впервые попробовала свои силы в педагогике: в тандеме с Владимиром Эренбергом вела курс в студии при театре. Выпустив учеников в 1936 году, Татьяна Викторовна вернулась в Ленинград, один сезон играла в Новом театре, а в августе 1937 года перешла в труппу Ленинградского театра Комедии, в котором осталась на двадцать два года. Он подходил ей по творческому направлению и внутренней атмосфере. Ей, характерной актрисе, было в нём легко, комфортно и интересно. За эти годы ей были сыграны самые разные роли: Фёкла Саввишна («Замужняя невеста» А.С. Грибоедова, А.А. Шаховского и Н.И. Хмельницкого), Мария Михайловна («Весенний смотр» В.В. Шкваркина), Анна Ивановна («Сын народа» Ю.П. Германа), Феона («Не всё коту масленица» А.Н. Островского), Елизавета Ивановна («Старые друзья» Л.А. Малюгина), секретарь райкома («Московский характер» А.В. Софронова), Эрна Курциус («Особняк в переулке» Бр. Тур), старуха Марья («Простая девушка» В.В. Шкваркина), Мурзавецкая («Волки и овцы» А.Н. Островского), Аглая Ивановна («Раки» С.В. Михалкова) и другие. В период Великой Отечественной войны вместе с театром она находилась в эвакуации в Сталинабаде.

Параллельно актёрской деятельности с марта 1946 года Татьяна Сукова руководила театральной студией Выборгского Дома культуры (с 1959 года – народный театр), в котором осуществила ряд постановок. Среди них: «Егор Булычов и другие» М. Горького, «Степь широкая» Н.Г. Винникова, «Далёкое» А.Н. Афиногенова, «Собака на сене» Л. де Вега, «В добрый час!» В.С. Розова и другие. Причём «Егор Булычов и другие» получил первое место на смотре драматических самодеятельных коллективов в Москве в октябре 1948 года, а «Степь широкая» – первое место на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности в 1951 году. Также на сцене Ленинградского театра Комедии в том же 1951-м Сукова поставила спектакль «Женихи» по пьесе А.И. Токаева, прошедший более ста раз.

Кинематограф тоже не обошёл Татьяну Сукову своим вниманием. Её своеобразная индивидуальность была использована в небольших характерных ролях простых русских женщин. Наиболее яркие из них: председатель колхоза Петрович («Женщина»), секретарь райкома («Доктор Калюжный»), Прыська («Станица Дальняя»), тётя Паша в новелле «У старой няни» Боевого киносборника № 2.

Покинув сцену Театра Комедии в 1959 году, Татьяна Викторовна полностью посвятила себя народному театру, которым руководила фактически до конца своих дней. Семьи у неё не было. Единственный её брак с преподавателем Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина Владимиром Николаевичем Дыньковым распался ещё в 1927 году.

Похоронена Татьяна Сукова на Токсовском кладбище в Ленинградской области.

Фильмы и роли:

1932: «Женщина» (Петрович, председатель колхоза); 1938: «Выборгская сторона» (баба, штурмующая совет); 1939: «Доктор Калюжный» (Анна Ивановна, секретарь райкома), «Станица Дальняя» (Прыська, колхозница), «Член правительства» (колхозница); 1941: «БКС № 2. У старой няни» (тётя Паша, няня); 1956: «Девочка и крокодил» (бабушка Мити), «Драматургия Островского» (Кабаниха в «Грозе»); 1959: «В твоих руках жизнь» (грозная бабка).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru