Сушкевич Чеслав НиколаевичСушкевич Чеслав Николаевич Чеслав Сушкевич родился в Саратове. Его отец Николай Игнатьевич Сушкевич (1896–?) в 1917 году окончил Саратовский университет и затем на протяжении всей жизни работал врачом-эпидемиологом. Прошёл всю Великую Отечественную войну, во время которой разработал систему учёта и отчётности инфекционных заболеваний, а по её окончании занимал должность главного эпидемиолога областного отдела здравоохранения Калининградской области. Мать Изабелла Владимировна Сушкевич (1897–?) так же, как и муж, была медиком. Чеслав Сушкевич в 1933 году окончил в Иваново школу-семилетку и решил пойти по стопам родителей, поступив сразу на четвёртый курс медицинского рабфака. Вероятно, он сделал этот выбор, пытаясь угодить их желанию видеть его в рядах врачей. Сам же Чеслав, скорее всего, тяготел к творчеству, так как, ещё будучи школьником начал обучаться в классе скрипки Ивановского музыкального техникума. Тем не менее, пытаясь следовать воле родителей, по окончании рабфака в 1934 году Сушкевич стал студентом Ивановского химикотехнологического института, но проучился там только один год. Полностью овладев игрой на скрипке, Чеслав решил посвятить себя искусству и для этой цели, бросив институт, отправился в Москву. Однако его выбор пал не на музыкальный ВУЗ, как того следовало ожидать, а на драматический. В 1935 году он поступил в театральную школу при Государственном театре имени В.Э. Мейерхольда, но закончить её так и не успел, так как в 1938 году театр был закрыт. Успев принять участие в спектаклях «Дама с камелями» А. Дюма (Артюр) и «Лес» А.Н. Островского (Турка) и получив, таким образом, свой первый сценический опыт, Чеслав Сушкевич затем вошёл в труппу Ленинградского Заполярного театра, с которым объехал Арктику и Якутию. Сыграл там студента Иванова («Очная ставка» Бр. Тур), Миловзорова («Без вины виноватые» А.Н. Островского), Валера («Тартюф» Ж.-Б. Мольера), Августа Фиша («Аз и Ферт» П.С. Фёдорова), а в концертном отделении танцевал два эксцентрических танца в постановке Э. Мей. Из этого перечня видно, что Сушкевич больше тяготел к характерно-комедийным и лирико-драматическим ролям, которые в дальнейшем преобладали в его творчестве. Перейдя в 1939 году в Ленинградский театр комедии, Чеслав Сушкевич вышел на его сцену в образах Себастьяна в «Двенадцатой ночи» В. Шекспира и Сени Семёркина в «Страшном суде» В.В. Шкваркина и, наверное, и дальше совершенствовался бы как театральный артист, но в этот момент в его жизнь вмешалось кино. Ещё в 1937 году он дебютировал на экране в роли юного Александра Горчакова, товарища А.С. Пушкина, в фильме «Юность поэта», работа в котором, вероятно, оставила в молодом артисте желание сниматься дальше. Поэтому, получив в мае 1940 года предложение вступить в актёрский штат киностудии «Союздетфильм», он его принял. Но это событие не принесло ему больших интересных ролей, как это было в театре. Актёру, в основном, пришлось довольствоваться малозначительными ролями второго плана и эпизодами. Свою единственную главную роль Чеслав Сушкевич сыграл в 1942 году в фильме «Дорога к звёздам», представ в образе молодого композитора Мити Елисеева, во время войны ставшего первоклассным лётчиком. Данная работа не потребовала от Сушкевича больших актёрских усилий. В ней ему было достаточно обаяния, лёгкости и упорства, свойственные его герою по сюжету. Да и сам Митя Елисеев не стал ярким персонажем в череде героев других картин военного времени, но, тем не менее, выглядел вполне органично, вследствие чего эту работу Сушкевича не стоит приписывать к неудачам. Несколько позднее в его послужном списке появились уже более значимые образы: Анджей Кресович («Зигмунд Колосовский»), Венцов («Повесть о «Неистовом») и Кукушкин («Повесть о настоящем человеке»), в которых сочетались свойственные Сушкевичу актёрские интонации – комедийные и лирико-драматические. О дальнейшей трудовой деятельности Чеслава Сушкевича, к сожалению, очень мало информации. С 1945 по 1951 годы он состоял в труппе Государственного театра киноактёра (с 1948 года – Театр-студия киноактёра), затем недолгое время работал в Театре Группы советских войск в Австрии. В конце 1950-х он снова вернулся в кино и снимался фактически до конца жизни, играя небольшие характерные и драматические роли. Среди них: Врона («Рождённые бурей»), судебный пристав («Воскресение»), бродяга («Бегство мистера Мак-Кинли»), Викентий Викторович («Мака страны Гонделупы»), монах и скрипач («Маленькие трагедии»), начальник департамента («Мёртвые души»). Ну а закончил Сушкевич свою актёрскую карьеру ролью эксцентричного деда Алёшки, главы большого семейства Заварзиных, в фильме Владимира Хотиненко «Рой». Чеслав Николаевич был дважды женат. Вторая его супруга – ассистент режиссёра киностудии «Мосфильм» Флора Гафаровна Халикова (1925–200?). В 1952 году в их семье родился сын Владимир, ставший впоследствии оператором (трагически погиб в 1989 году). Фильмы и роли: 1937: «Юность поэта» (Горчаков); 1940: «Случай в вулкане» (репортер), «Яков Свердлов» (парень на собрании); 1941: «Морской ястреб» (Карпенко, матрос); 1942: «Александр Пархоменко» (красноармеец), «БКС № 9» (Владик в новелле «Синие скалы»), «Дорога к звездам» (Митя Елисеев); 1943: «Март-апрель» (секретарь школы диверсантов); 1945: «Зигмунд Колосовский» (Анджей Кресович); 1947: «Повесть о «Неистовом» (Венцов); 1948: «Повесть о настоящем человеке» (Кукушкин); 1950: «Далеко от Москвы» (эп.), «Жуковский» (эп.); 1956: «Тайна вечной ночи» (Никитин); 1957: «Рожденные бурей» (Врона); 1960: «Воскресение», 1 серия (судебный пристав); 1962: «Большая дорога» (скрипач); 1964: «До свидания, мальчики» (член медкомиссии); 1965: «Они не пройдут» (роль); 1966: «Верность матери» (эп.); 1967: «Майор Вихрь», тв (немец); 1968: «Мужской разговор» (директор школы); 1969: «Дворянское гнездо» (дворянин); 1970: «Бег» (эп.), «Карусель», тв (музыкант), «Сердце России» (эп.); 1972: «Руслан и Людмила» (тугарин); 1973: «Исполнение желаний» (посетитель антикварной лавки); 1974-1977: «Хождение по мукам», тв (официант); 1975: «Бегство мистера Мак-Кинли» (бродяга); 1976: «Два капитана», тв (бродяга), «Легенда о Тиле» (эп.); 1977: «Марка страны Гонделупы» (Викентий Викторович); 1979: «Маленькие трагедии», тв (монах и скрипач); 1980: «Тегеран-43» (агент); 1984: «Второй раз в Крыму» (кассир), «Мертвые души», тв (начальник департамента), «Предел возможного», тв (старый рабочий), «Репортаж из бездны» (эп.); 1985: «Жил отважный капитан» (эп.), «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» (лакей); 1986: «Михайло Ломоносов», тв (нищий); 1988: «Гулящие люди» (эп); 1989: «Закон» (фотограф); 1990: «Аферисты» (пенсионер), «Рой» (дед Алешка). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru