Суснин Александр АлександровичСуснин Александр Александрович Александра Суснина по праву можно назвать одним из самых интересных отечественных киноактёров 1950-1980-х годов. При жизни он не был избалован вниманием, хотя всегда очень много снимался. Начинал Суснин с центральных ролей молодых современников, но постепенно на смену им пришли роли второго плана и эпизоды, в которых актёр не затерялся, стремился в короткие появления на экране проживать судьбы своих героев, «окунаясь» в них, не повторяясь, находя индивидуальные краски для каждого персонажа. Именно эти его актёрские качества, а также искренность, естественность, обаятельная улыбка и лучистый взгляд покоряли зрителя. Таким он запомнился и мне. Родился Суснин в Ленинграде. Его отец Александр Васильевич был военным. Мать Евдокия Петровна – домашняя хозяйка. На своих хрупких плечах она «несла» всё хозяйство и воспитывала четырёх детей – сына и трёх дочерей. Когда Саше исполнилось четыре года, в связи с новым переводом отца по службе, его отправили к бабушке в Захарово Рязанской области, где он и прожил до совершеннолетия. С самого раннего детства Суснин увлекался чтением стихов и впоследствии с успехом выступал во всех школьных вечерах и художественной самодеятельности. Именно в тот период у него и зародилась мечта стать киноартистом. После окончания школы он целенаправленно поехал поступать во ВГИК, но на приёмных экзаменах «срезался». Решил попробовать себя в другом ВУЗе, прошёл прослушивания в Щукинское училище и был принят. Однако, мечта учиться именно во ВГИКе не оставляла молодого человека. Он в отчаянии написал письмо Борису Андреевичу Бабочкину, как раз набиравшему в тот год актёрский курс, в котором рассказал о своих горестях. И это сработало. Суснин получил ответное письмо от декана актёрского факультета Гургена Тавризяна с приглашением учиться во ВГИКе. Цель была достигнута. Окончив ВГИК в 1952 году, Александр Суснин был принят в штат Театра-студии киноактёра при киностудии «Мосфильм». Вскоре после этого он сыграл свои первые заметные роли – Воробьёва в «Заставе в горах», Ваню Андреева в «Аттестате зрелости» и Василя Манджуру в «Тревожной молодости». В последней картине молодой артист снялся вместе со своим учителем Борисом Бабочкиным. Успехом также пользовалась его работа в комедии «Максим Перепелица», где Суснин предстал в образе Ёжикова, полной противоположности главного героя в исполнении Леонида Быкова. Из ранних работ актёра особо хочется выделить роль чекиста Саньки в революционной драме «Жестокость», которая отличалась от его предыдущих работ особым драматическим накалом, была сыграна с надрывом и большой проникновенностью. Увы, но после этой работы Суснин фактически не играл больше главных ролей. В 1957 году Александр Суснин переехал из Москвы в Ленинград и стал штатным артистом киностудии «Ленфильм», что не помешало ему в дальнейшем много сниматься на других студиях страны. Играл он, как правило, небольшие роли и эпизоды, среди которых преобладали военные, рабочие, пьяницы, деревенские мужики. Не гнушался актёр и отрицательных персонажей, которых в его багаже было немного, но все они по-актёрски были сыграны интересно и достоверно. Среди них стоит выделить браконьера Сашку в «Погоне» и кулака Дранова в «Ташкенте – городе хлебном». Работа для Александра Александровича всегда была главной жизни. Он ненавидел простои, поэтому соглашался на любые роли. Главное, чтобы быть нужным, быть в строю. Он старался всё делать сам, включая самые сложные трюки и съёмки в неблагоприятных условиях. Много работал на дубляже, озвучив несколько сотен картин. По-человечески Александр Суснин был бесхитростен, добродушен и прямолинеен. В работе никогда не высказывал недовольства, ни о ком не говорил плохо. Любил выпить, но всегда знал меру. Писал стихи, одаривая ими своих товарищей на юбилеи и праздники. Дружил с Павлом Кадочниковым, Сергеем Гурзо, Алексеем Смирновым, Степаном Крыловым, Виктором Некрасовым. Со своей будущей женой Валентиной Дмитриевной, физиком по образованию, Александр Александрович встретился в 1964 году в Гаграх. Она в тот момент отдыхала там с подругой, а Суснин снимался в «Музыкантах одного полка». Они познакомились на одном из застолий в ресторане, на котором актёр поведал ей, что в Ленинграде ему негде жить. Она пригласила его к себе в квартиру, в комнату недавно умершей бабушки, и Суснин, в итоге, остался там на несколько лет. Позднее «Ленфильм» выделил супругам небольшую квартиру на окраине Ленинграда. Вместе они прожили 39 лет. Желание Александра Суснина всегда всё делать самому сыграло с ним, в конце концов, злую шутку. На съёмках фильма «Прорыв» в 1986 году ему пришлось много времени провести в ледяной воде. Актёр сильно застудил ноги, что спровоцировало развитие облитерирующего атеросклероза, поразившего всю кровеносную систему. После этого был долгий восстановительный период, но до конца вылечиться Суснин так и не смог. В 1989 году, уже будучи нездоровым человеком, после долгого перерыва Александр Александрович получил главную роль в фильме Станислава Ростоцкого «Из жизни Фёдора Кузькина». Актёр с наслаждением окунулся в характер своего персонажа, блистательно и с долей иронии сыграв крестьянина-единоличника Кузькина. Однако, мало кто знает, что для актёра эта работа могла не состояться. Уже отснявшись в значительной части картины, у Суснина случился приступ язвы. Для выполнения срочной операции его госпитализировали в одну из клиник Ленинграда. Ростоцкий остановил съёмки, лично выехал за ним в больницу и затем терпеливо ждал два месяца, пока актёр поправится. Поэтому, если бы не упрямство режиссёра, в этой роли мог сняться совершенно другой исполнитель. После всех навалившихся на Александра Александровича болезней его здоровье окончательно пошатнулось. И хотя он ещё продолжал сниматься, работать ему становилось всё труднее и труднее. Вскоре актёру пришлось перенести операцию на сонной артерии, которая прошла неудачно, вследствие чего он потерял голос и память. Силой воли и упражнениями он вернул себе голос, но с мыслями о работе пришлось окончательно распрощаться. После этого Суснин прожил двенадцать лет, последние полтора года уже не вставая с постели. Вскоре после похорон в квартире Александра Суснина раздался телефонный звонок. Кто-то из ассистентов снова вызывал актёра на очередную роль. Александр Александрович уже не смог её сыграть… Фильмы и роли: 1947: «Сельская учительница» (школьник); 1950: «Донецкие шахтеры» (эп.); 1953: «Застава в горах» (Воробьев), «Степные зори» (эп.), «Таинственная находка» (Антон), «Честь товарища» (суворовец); 1954: «Аттестат зрелости» (Ваня Андреев), «Кортик» (Степка), «Тревожная молодость» (Василь Манджура); 1955: «Максим Перепелица» (Ежиков), «Педагогическая поэма» (Лапоть); 1956: «Море зовет» (Борис), «Полюшко-поле» (Митя Зубков); 1957: «Всего дороже» (Василий), «Степан Кольчугин» (Петренко); 1958: «День первый» (Пашка), «Наш корреспондент» (ослепший солдат), «Смена начинается в 6» (Черемуха); 1959: «Жестокость» (автор), «Неоплаченный долг» (Федоров); 1960: «Гущак из Рио-де-Женейро» (Семен), «Чужая беда» (шофер); 1961: «Водил поезда машинист» (вратарь команды паровозников), «Две жизни» (солдат), «Дипломат», к/м (Михаил Петрович Кувалдин), «Полосатый рейс» (Сидоренко), «Самые первые» (механик), «Старожил» (милиционер); 1962: «Первый мяч», к/м (Ленька); 1964: «Буря над Азией» (матрос), «Зайчик» (рабочий сцены), «Криницы» (Шаповалов, инструктор райкома), «Одиночество» (эп.), «Поезд милосердия» (раненый), «Пока фронт в обороне» (шофер), «Фро», к/м (парень на танцах); 1965: «Залп «Авроры» (эп.), «Знойный июль» (житель деревни), «Музыканты одного полка» (Михалыч), «Первый посетитель» (эп.), «Перекличка» (эп.), «Погоня» (Сашка, браконьер); 1966: «Мальчик и девочка» (молодой отец), «Товарищ песня. Песня о матери» (пилот); 1967: «Зеленая карета» (Мартынов), «Продавец воздуха», тв (Николай), «Сильные духом» (эп.), «Ташкент – город хлебный» (Дранов), «Тихая Одесса» (бандит); 1968: «Гроза над Белой» (комбриг), «Джамиля» (эп.); 1969: «Ее имя – весна» (мешочник), «На пути в Берлин» (немецкий офицер), «Развязка» (сторож); 1970: «Взрывники», тв (шофер), «Салют, Мария!» (махновец), «Севастополь» (матрос), «Счастье Анны» (солдат), «Удивительный заклад» (Трофимыч); 1971: «Дерзость» (Трофим), «Ход белой королевы» (лейтенант), «Холодно-горячо», тв (пьяный посетитель библиотеки); 1973: «Берега» (эп.), «До последней минуты» (бандит), «Земля Санникова» (посетитель ресторана), «Открытая книга» (почтальон); 1974: «В Баку дуют ветры» (Володя Голубев), «День приема по личным вопросам» (сварщик), «Свет в конце тоннеля» (Василий Новиков), «Царевич Проша» (лесник); 1975: «Единственная» (Леха), «Звезда пленительного счастья» (караульный), «Полковник в отставке» (родитель), «Прошу слова» (представитель Санспецстроя), «Рассказ о простой вещи», тв (белогвардейский поручик); 1976: «Всего одна ночь» (Лахович), «Двадцать дней без войны» (солдат), «Житейское дело» (Степан), «Кадкина всякий знает» (эп.), «Обычный месяц», тв (Кирпотин), «Обычный месяц», тв (Кирпотин), «Строговы», тв (Саня из Грибовского); 1977: «Золотая мина», тв (эп.), «Нос», тв (мужик в трактире), «Объяснение в любви» (председатель колхоза), «Убит при исполнении» (штабс-капитан); 1978: «Молодая жена» (пьяница), «Познавая белый свет» (прораб), «Уходя – уходи» (приятель Пашки), «Ярославна – королева Франции» (Рангвальд); 1979: «Инженер Графтио» (Феофанов), «Открытая книга», тв (Николай Ильич), «Пани Мария» (капитан); 1980: «Два долгих гудка в тумане» (Чиж), «Нескладуха», к/м (мужик); 1981: «20-е дкабря», тв (главарь банды), «Личной безопасности не гарантирую» (Клёст), «Сто радостей, или Книга великих открытий» (эп.); 1982: «Людмила» (путевой обходчик), «Сквозь огонь» (Тимофеев); 1983: «Каждый десятый» (хозяин избы), «Магия черная и белая» (милиционер), «Средь бела дня» (Степаныч), «Я тебя никогда не забуду» (егерь); 1984: «Перегон», тв (Матвеич), «Ребячий патруль», тв (милиционер); 1985: «В семнадцать мальчишеских лет», тв (Солодухин), «Грядущему веку», тв (колхозник), «Тревоги первых птиц» (старшина); 1986: «Джек Восьмеркин – «американец», тв (дед Бутылкин), «Жизнь Клима Самгина», тв (Суслов), «Левша» (старый кузнец), «Прорыв» (Осьмеркин), «Тихое следствие» (Топтунов); 1987: «Везучий человек», тв (Черкашин), «Серебряные струны» (Матвеич), «Три лимона для любимой», тв (муж тети Глаши); 1988: «Вы чье, старичье?» (попутчик); 1989: «Из жизни Федора Кузькина» (Федор Кузькин), «Кончина», тв (Самоха), «Псы» (Фурсов Иннокентий Фомич, шофер); 1990: «Навеки – 19», тв (связник); 1991: «Хмель» (Ксенофонт); 1992: «Деревня Хлюпово выходит из Союза» (дедок), «Рэкет», тв (сторож на кладбище); 1993: «Загадка Серафима» (артист, Серафим и странник). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru