Сухопольская Жанна АлександровнаСухопольская Жанна Александровна Жанна Сухопольская родилась в Ленинграде. Своего настоящего отца она не знала, поскольку он оставил семью вскоре после её рождения. Мать Валентина Дмитриевна (умерла в 1949 году) позднее вторично вышла замуж за Александра Фёдоровича Сухопольского (1909–1987), сотрудника ЛИИЖТа, удочерившего Жанну, давшего ей свои отчество и фамилию. В 1940 году Жанна Сухопольская стала ученицей средней школы № 211, которая в начале войны была переоборудована под госпиталь, а её ученический состав переведён в 221-ю школу. Весь период блокады Жанна вместе с матерью провела в Ленинграде. Тяга к творчеству давала ей силы заниматься в танцевальной школе под руководством Аркадия Ефимовича Обранта при Дворце пионеров, куда она была отобрана в конце 1942 года. Вместе с соучениками, в составе детской танцевальной группы, выступала в госпиталях перед ранеными бойцами. Через три года занятий танцами Жанна Сухопольская была приглашена А.Е. Обрантом в руководимый им молодёжный ансамбль, но, поскольку она ещё не окончила школу, родители не разрешили дочери оставлять учёбу. Когда же, наконец, в 1951 году Жанна получила аттестат, то решила непременно пойти в артистки. Однако одного желания оказалось мало, и первая её попытка поступить в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского не принесла результата. Чтобы как-то занять себя, Жанна один год училась на факультете французского языка Ленинградского института иностранных языков, затем снова пополнила ряды поступающих – и добилась своего. Сухопольская была принята на актёрский факультет к Борису Петровичу Петровых, став однокурсницей Галины Карелиной, Елены Флоринской, Льва Жукова, Евгения Баркова. По окончании института в 1956 году Жанна Сухопольская три месяца работала с Аркадием Исааковичем Райкиным, играла Аделит в «Любви к трём апельсинам», но по каким-то причинам её отношения с режиссёром не сложились, и она полностью сосредоточилась на работе в кино. В тот момент актриса уже снималась в небольших эпизодах, а в 1957 году сыграла свою самую известную роль – студентку Нину Сергееву в фильме Захара Аграненко «Ленинградская симфония». Её работа заняла немного экранного времени, но была очень выразительной. Поскольку Сухопольская сама очевидец событий картины, это помогло ей лучше понять свою героиню, сделать её образ более достоверным и драматичным. Успехи на экране позволили Жанну Сухопольской в апреле 1958 года поступить в состав Студии киноактёра при киностудии «Ленфильм», где она трудилась до её закрытия в конце 1990-х. Обладательница очень яркой, эффектной внешности сегодня она бы играла женщин-вамп, аристократок, имела бы успех в костюмных фильмах. Но тогда актриса чаще использовалась в образах своих современниц, представительниц интеллигентных профессий, иностранок, и лишь изредка – женщин из народа. Как и большинство штатных ленфильмовских артистов она, что называется, была на подхвате, играла небольшие роли и эпизоды. Сама она особо выделяла свои работы в фильмах «Невероятный Иегудиил Хламида» и «Корабль влюблённых», но, к сожалению, обе эти картины менее всего известны широкому зрителю. Помимо съёмок в кино Сухопольская много работала на дубляже, занималась концертной деятельностью. Попав в Студию киноактёра, Жанна Сухопольская познакомилась с актёром Юрием Дедовичем и в 1960 году вышла за него замуж. В 1962-м в их семье появился сын Алексей, который впоследствии стал краснодеревщиком-инкрустатором. К сожалению, он погиб совсем ещё молодым человеком. Жанна Александровна, до этого уже расставшаяся с Дедовичем, осталась совсем одна. Сломленная горем, она стала болеть, перенесла операцию, а последние несколько лет не выходила из дома. Она с трудом передвигалась по квартире, по хозяйству ей помогала социальный работник. Обращение за материальной помощью в петербургское отделение Гильдии актёров кино России ни к чему не привело: там ей ответили, что у неё блокадная пенсия, и этого ей должно быть достаточно. Свой досуг пожилая актриса заполняла чтением, увлекалась поэзией Константина Симонова и Анны Ахматовой. То, что она видела по телевидению, её раздражало, особенно как современные актёры играли в фильмах о войне. Также Жанне Александровне не нравилась современная школа дубляжа, которая, по её мнению, сильно проигрывала советской. Фильмы и роли: 1955: «Пять дней», к/м (девушка на окне); 1956: «Невеста» (белошвейка), «Старик Хоттабыч» (официантка); 1957: «Ленинградская симфония» (Нина Сергеева), «Четверо» (Лёля), «Шторм» (комсомолка); 1958: «В дни Октября» (нэпманша), «Простая вещь», тв (Белла и Марго Кутюрье); 1959: «Дорога уходит вдаль» (девушка на переговорном пункте); 1960: «Дама с собачкой» (дама на набережной), «Чужая беда» (буфетчица); 1961: «Две жизни» (швея), «Старожил» (переводчица); 1963: «Все остается людям» (стюардесса); 1964: «Зайчик» (регистратор браков); 1965: «Заговор послов» (пьяная купчиха), «Музыканты одного полка» (городская дурочка), «Сердце матери» (курсистка), «Третья молодость» (женщина на ярмарке); 1966: «Зимнее утро» (Женя, соседка); 1967: «Его звали Роберт» (зрительница в театре), «Зеленая карета» (дама), «Первороссияне» (бойкая казачка), «Татьянин день» (сестра милосердия); 1968: «Виринея» (жена Степана), «Удар! Еще удар!» (девица с Невского); 1969: «Невероятный Иегудиил Хламида» (Юлия Петровна Кастерина), «Тройная проверка» (узница). «Чайковский» (жена Великого князя Владимира); 1971: «Город под липами» (Валя, медсестра), «Дикий капитан» (любовница адмирала), «Прощание с Петербургом» (поклонница Штрауса), «Тень» (медсестра); 1972: «Дела давно минувших дней» (переводчица), «Табачный капитан», тв (Маркитанка); 1973: «Исполняющий обязанности» («Стриженая»); 1974: «Верный друг Санчо» (учительница), «Корабль влюбленных», тв (Зинаида Катульская), «Под каменным небом» (норвежская женщина), «Сержант милиции», тв (секретарь в деканате), «Цемент», тв (член партячейки завода); 1977: «Блокада» (медсестра), «Ждите меня, острова» (диспетчер), «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил» (придворная); 1979: «Вторая весна» (медсестра), «Соловей» (дама); 1980: «Ленинградцы – дети мои» (начальник ЦДЭП), «Путь к медалям» (журналистка); 1981: «Личная жизнь директора», тв (Галина Федоровна, секретарша); 1982: «В старых ритмах» (соседка); 1983: «Обрыв» (Наталья Павловна); 1984: «Челюскинцы» (участница экспедиции); 1986–1988: «Жизнь Клима Самгина», тв (сектантка); 1987: «Ищу друга жизни» (работница отдела кадров); 1988: «Полет птицы» (Попова); 1989: «Фуфло» (Суссана Тайгер); 1991: «Жертва для императора» (Берта); 1994: «Колечко золотое, букет из алых роз» (эп.); 1995: «Под знаком Скорпиона», тв (прохожая); 2004: «Sказка о Sчастье», тв (эп.), «Улицы разбитых фонарей 6. Основная версия», тв (бабуля); 2005: «Фаворит», тв (фрейлина Шаргородская); 2006: «Улицы разбитых фонарей 7. Инстинкт Леопольда», тв (Ильинична); 2007–2008: «Гаишники», тв (Любовь Ивановна); 2009: «Когда растаял снег», тв (эп.); 2011: «Возмездие», тв (эп.), «Защита свидетелей», тв (женщина в лифте), «Маяковский. Два дня», тв (эп.); 2012: «Улицы разбитых фонарей 12. Находка», тв (Егоровна). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru