Свердлова Роза МироновнаСвердлова Роза Мироновна (Розалия Мееровна) Роза Свердлова родилась в Витебске в семье учителя младших классов Меера Абрамовича Свердлова (убит немцами в Витебске) и домашней хозяйки Левиной Рахиль Ароновны (умерла в 1924 году). Во время учёбы в школе занималась в детской театральной студии под руководством Александра Александровича Шабельского, сыграла Золушку и другие роли. Позднее принимала участие в постановках «живой газеты» при клубе «Профинтерн» под руководством Э.А. Аршанского. В 1924 году, окончив среднюю школу, Роза Миронова уехала в Ленинград. Там, чтобы заработать себе на жизнь, с 1925 по 1926 годы работала ученицей на деревообрабатывающем станке в мастерской канцелярских принадлежностей. Но, видимо, детская мечта стать актрисой не оставляла её, и в 1926 году она поступила на киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств в мастерскую Григория Козинцева и Леонида Трауберга, в которой преподавал Евгений Червяков. Он же стал крёстным отцом Свердловой в кино, пригласив её на главную роль в свой фильм «Девушка с далёкой реки», принесший ей широкую известность. Вслед за этим последовали центральные роли в фильмах «Право на жизнь», «Цена человека», «До завтра», «Кавказский пленник», «Кровь земли», выдвинувших Свердлову в число наиболее интересных актрис того периода. И позднее, с приходом звука в кино, Роза Свердлова не сбавила свои позиции и продолжила активно сниматься, играя, в основном, лирических героинь в фильмах «Золотые огни», «Новая Родина», «Путь корабля», «Дочь родины» и других. В середине 1930-х годов Роза Свердлова вышла замуж за Евгения Густавовича Гаккеля (1892-1953), театрального режиссёра. В 1936 году в их семье родился сын Леонид, с появлением которого Розе Мироновне пришлось на несколько лет оставить съёмки в кино. В начале войны Свердлова вместе с семьёй эвакуировалась в Казань. Там Евгений Густавович стал главным режиссёром Большого драматического театра, а Роза Мироновна его ведущей артисткой. На его сцене сыграла ряд характерных ролей в спектаклях «Домик в Черкизове» (Люба), «Поздняя любовь» (Лебёдкина), «Снежная королева» (маленькая разбойница) и других. После возвращения в Ленинград в 1944 году, Свердлова вступила в штат киностудии «Ленфильм», но ввиду отсутствия занятости ушла на эстраду, где проработала довольно длительный срок. Ездила с концертами по стране, выступая с чтецкими программами, участвуя в коротких скетчах совместно с другими артистами. В 1956 году, после долгого перерыва, Роза Свердлова удачно снялась в роли Нины Ивановны в экранизации рассказа Чехова «Невеста», что позволило ей в 1958 году вступить в труппу Студии киноактёра при киностудии «Ленфильм». Вскоре последовали новые предложения от режиссёров, видевших её, в основном, в небольших ролях дам из высшего общества и представительниц интеллигенции. Наиболее заметные работы актрисы позднего периода – Софья Петровна («Либерал») и Мария Тимофеевна («После свадьбы»). В 1964 году Роза Мироновна окончательно покинула «Ленфильм», но вскоре получила приглашение от Доната Исааковича Мечика преподавать на созданном им эстрадном отделении при Музыкальном училище Ленинградской консерватории, приняв которое, несколько лет своей жизни она посвятила педагогической деятельности. Достигнув преклонного возраста, Роза Свердлова не утратила своего шарма и изысканности, до конца своих дней оставалась ухоженной и подтянутой. Интересовалась всеми культурными событиями, продолжала общаться со своими подругами, в числе которых была актриса Варвара Мясникова, а затем её дочь Варвара Мясникова-младшая. Сын Розы Мироновны Леонид Гаккель окончил Ленинградскую консерваторию. Ныне он профессор, преподаватель истории фортепианного искусства Санкт-Петербургской консерватории. Роза Свердлова ушла из жизни в возрасте 94 лет. Похоронена вместе с мужем на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. Фильмы и роли: 1927: «Девушка с далекой реки» (Чижок); 1928: «Право на жизнь» (Аня Лапина), «Цена человека» (Соня Смирнова); 1929: «До завтра» (Лиза Маневич); 1930: «Кавказский пленник» (Нина); 1931: «Кровь земли» (Смирнова), «Честь» (работница-активистка); 1932: «Боям навстречу» (учительница); 1933: «Отчаянный батальон» (учительница); 1934: «Золотые огни» (Марина), «Кто твой друг?» (Роза); 1935: «Новая Родина» (Маруся Корникова), «Путь корабля» (Варя); 1937: «Дочь Родины» (Оля); 1956: «Невеста» (Нина Ивановна); 1959: «Либерал», к/м (Софья Петровна); 1960: «Анафема», к/м (прихожанка); 1961: «Две жизни» (горожанка), «Самые первые» (санитарка); 1962: «Грешный ангел» (учительница), «После свадьбы» (Мария Тимофеевна); 1963: «Родная кровь» (медсестра); 1967: «И никто другой» (секретарь Зеленцова). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru