Темерин Алексей Алексеевич

TemerinТемерин Алексей Алексеевич
Родился 23 февраля 1889 года.
Умер 20 августа 1977 года.

Алексей Темерин родился в Москве. Его отец Алексей Иванович Темерин, уроженец Переславля-Залесского, был розничным торговцем. Мать Евдокия Афанасьевна Калинина, дочь крепостного повара, занималась домашним хозяйством. В конце жизни она стала психически нездорова, проходила лечение в одной из подмосковных клиник.

Алексей по окончании казённого училища в 1901 году был принят в коммерческое училище, которое окончил в 1909-м. Затем, выдержав экзамен по латыни, осенью этого же года поступил в Московский университет, но по причине заболевания туберкулёзом коленного состава, в 1914 году вынужден был оставить учёбу и перевестись на агрономическое отделение Петровской сельскохозяйственной академии. Все эти годы Темерин старался сам себя содержать, искал любую возможность подзаработать. Начинал с репетиторства, затем осваивал столярное, резное, переплётное и сапожное дело. В летние периоды подрабатывал в счётной конторе на скачках.

Произошедшая в 1917 году революция, внесла коррективы в жизнь Алексея Темерина. Недоучившись в академии, он начал самостоятельную трудовую жизнь. В качестве преподавателя ручного труда и инструктора трудовых процессов работал в 39-й трудовой школе, потом – заведующим в клубах рабочих подростков Сокольнического и Хамовнического районов Москвы. С 1919 по 1920 годы трудился в театре Политотдела Народного комиссариата путей сообщения заведующим художественно-монтировочной частью, что значительно повлияло на выбор им дальнейшего жизненного пути. Решив стать артистом, Алексей Темерин поступил в студию Е.Б. Вахтангова, откуда после года учёбы перешёл в театр Главного управления военных учебных заведений. Как и многие наскоро сколоченные коллективы, театр вскоре прекратил своё существование, что способствовало знаменательной встрече Алексея Темерина с Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом, ставшим главным режиссёром всей его жизни. Мейерхольду Темерин оставался верен на протяжении многих лет, был его преданным подвижником и соратником. Участвовал в постановках Мастера в Московском театре Революции, которым тот руководил в 1922–1924 гг., затем, с 1923 года, вошёл в число ведущих артистов созданного им Государственного театра имени В.Э. Мейерхольда (ГОСТИМ). Сыграл там множество крупных ролей, среди которых: Джебс («Трест Д.Е.» Подгаецкого и И.Г. Эренбургу), Гибнер («Ревизор» Н.В. Гоголя), Загорецкий («Горе уму» по А.С. Грибоедову), Олег Баян («Клоп» В.В. Маяковского) и другие. Также Темерин вошёл в историю как фотограф, запечатлевший на плёнку моменты творческой жизни ГОСТИМа, благодаря чему до наших дней дошли уникальные кадры сцен из спектаклей, репетиций, гастрольных поездок, портреты Мейерхольда и его окружения.

Не смотря на приверженность Темерина одному режиссёру, он, всё же, попытался попробовать себя в другом творческом направлении. По приглашению Николая Охлопкова актёр на три года переходил в возглавляемый им Реалистический театр, но затем снова вернулся к Мейерхольду и уже не покидал его до закрытия театра в январе 1938 года.

Как и многие артисты ГОСТИМа, Темерин после ухода из родного дома не сразу нашёл себя. Один сезон поработал в Камерном театре, затем ещё три – в Центральном театре Красной армии. В начале Великой Отечественной войны эвакуировался в Сталинобад, где вошёл в состав киностудии «Союздетфильм». С кино он уже был немного знаком, поскольку ещё в 1931 году снялся в крохотной роли задавленного телегой мужика в картине Якова Протазанова «Томми». Не смотря на это, отношения с кинематографом у Темерина так и не сложились. На «Союздетфильме» он сыграл охранника у Марка Донского в фильме «Как закалялась сталь», затем, по возвращении в Москву и зачисления в ноябре 1943 года в актёрский штат киностудии «Мосфильм», был задействован в незначительных эпизодах всего лишь трёх картин («Кутузов», «Родные поля», «Адмирал Нахимов»). Не видя для себя творческих перспектив, в сентябре 1945 года Темерин уволился с киностудии.

После создания в 1946 году Московского театра драмы и комедии Алексей Алексеевич вошёл в его труппу и трудился там на протяжении одиннадцати лет. Сыграл Лемма («Дворянское гнездо» И.С. Тургенева), Панкратыча («Дорогой подарок» С. Царского), Фарфана де Риверу («Звезда Севильи» Л. де Вега), Захара Брузжака («Как закалялась сталь» Н.А. Островского), Ивана Силыча («Каширская старина» Д.В. Аверкиева), Самарина («Народный мститель» И. Назарова), Игната Савельевича («О самой большой любви» В. Игишева), генерала Шермана («Последняя граница» Г. Фаста), Шпигеля («Приваловские миллионы» Д.Н. Мамина-Сибиряка), Доктора всех наук («Семь волшебников» А.Д. Симукова), Бангера («Сын рыбака» В. Лациса) и другие роли.

Алексей Темерин был трижды женат. В первом браке с Анной Александровной Вызиной у него родился сын Мстислав (1912–1985). Вторая его супруга – актриса Наталья Ивановна Серебряникова (1899–1976), вместе с которой он работал у Мейерхольда. Третья супруга Мария Александровна Маркова была сестрой известного критика и театроведа Павла Александровича Маркова. Родной брат Иван Алексеевич Залесский (1884–1967) был артистом, работал в театре, на радио, снимался в кино.

В жизни Алексей Алексеевич обладал жёстким, деспотичным характером. Приютив в 1948 году приехавшего из провинции сына Мстислава с семьёй и предоставив ему две комнаты своей квартиры, Темерин строго-настрого запретил менять обстановку и что-либо трогать из вещей. Когда же запрет был нарушен, отец переселил семью сына в маленькую восьмиметровую комнату, а потом и вовсе добился перевода Мстислава обратно в провинцию с выпиской из квартиры вместе с женой и дочерью. После этого последовали долгие судебные тяжбы, в результате которых сыну удалось отсудить у отца ту самую маленькую комнату, в которой он затем и проживал с семьёй до 1963 года.

Уйдя из театра на пенсию в 1957 году, Алексей Темерин по профессии больше не работал (не считая двух небольших ролей в кино в фильмах «Первый день мира» и «Война и мир»), вёл тихую жизнь обычного пенсионера. Скончался на 89-м году жизни. Похоронен на Хованском кладбище.

Фильмы и роли:

1931: «Томми» (пострадавший); 1942: «Как закалялась сталь» (охранник); 1943: «Кутузов» (эп.); 1944: «Родные поля» (колхозник); 1946: «Адмирал Нахимов» (эп.); 1959: «Первый день мира» (пастор); 1965-1967: «Война и мир» (эп.).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru