Терентьев Борис АндреевичТерентьев Борис Андреевич Борис Терентьев родился в Петергофе. Его отец Андрей Терентьевич Терентьев (умер в 1935 году) был почтовым служащим, при советской власти ставшим Героя труда. Мать Александра Ивановна Терентьева (умерла в 1949 году) в ранней молодости занималась учительством, после замужества – домашняя хозяйка. В 1909 году Борис был отдан в начальную школу на станции Чудово Санкт-Петербургской губернии, где служил его отец, затем, в 1913 году, в Новгородскую мужскую гимназию, в которой он проучился до 1918 года. После этого Борис Терентьев переехал к отцу в Петроград, чтобы осуществить свою давнюю мечту стать артистом. Там он поступил в драматическую студию артистов Александринского театра Романа Борисовича Аполлонского и Нины Александровны Стравинской, начал постигать азы драматического искусства. Параллельно учёбе, по рекомендации своих педагогов, Терентьев стал участвовать в спектаклях Петроградского Нового театра, играл там выходные роли, наиболее удачная из которых – отец Александр в пьесе И.Н. Потапенко «Ряса». По окончании студии в 1921 году Борис Терентьев ещё год прослужил в Новом театре, затем пустился в свободное плавание по городам провинции. Играл в театрах Пскова (Театр имени А.С. Пушкина), Владикавказа, Новочеркасска, Ростова, Омска, Иваново, Костромы, Новосибирска («Красный факел»), Сталинграда (театр «Металлгорода»), Саратова (Театр имени К. Маркса). За семнадцать лет Терентьев приобрёл большой актёрский опыт, переиграл множество самых разных ролей. Когда же в 1938 году он получил приглашение от Александра Таирова вступить в труппу руководимого им Камерного театра, то с радостью принял его. Переживавший тогда не лучшие времена, Камерный театр пытался подстроиться под реалии тотальной соцмашины, вводил в репертуар пьесы советских авторов взамен зарубежной драматургии, на которой когда-то сделал себе имя. Терентьев с его типажом социального героя как раз идеально подошёл для таких постановок, в которых прочно занял своё место. Им были сыграны: Ларцев в «Очной ставке» Бр. Тур и Л.Р. Шейнина, Страхов в «Сильнее смерти» П.Л. Жаткина, Кошка в «Адмирале Нахимове» И.В. Луковского, капитан Быков в «Небе Москвы» Г.Д. Мдивани, Мирон во «Фронте» А.Е. Корнейчука, Богданов в «Верных сердцах» О.Ф. Берггольц и Г.П. Макогоненко, Мастаков в «Старике» М. Горького и другие роли. Вместе с Камерным театром Борис Терентьев участвовал в гастролях на Дальнем Востоке, в 1941–1943 гг. находился в эвакуации, с фронтовой бригадой театра выезжал на Калининский фронт. После того как в мае 1949 года Камерный театр был закрыт Борис Терентьев остался в созданном на его основе Театре имени А.С. Пушкина. В обновлённом коллективе ему удалось сыграть ряд разноплановых ролей, в которых он проявил себя и как драматический артист и как характерно-комедийный. Наиболее яркие из них: Метиэлу («Из искры» Н.Ш. Дадиани), Михайло («Украденное счастье» И. Франко), Данни Лайян («Джон – солдат мира» Ю.В. Кроткова), Иван Петрович Супрун («Жена» А.М. Борщаговского), Николай Гаврилов («Искатели счастья» О. Василева), Иван Захарович Ковригин («Кто виноват» Г.Д. Мдивани), Иван Андреевич Вершинин («Перемена жизни» В.А. Соловьёва), граф Риккардо («Самодуры» К. Гольдони), Муромский («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина), Бессудный («На бойком месте» А.Н. Островского). Обосновавшись в Москве, Борис Терентьев, параллельно театру, стал востребован в кино. Впервые он появился на экране в 1938 году и затем периодически снимался в ролях социальных героев, которые получались у него наиболее убедительными. Среди его лучших киноработ: Николай Славин («Будни»), Якушев («Зелёные огни»), Саранцев («Четверо»), отец Афанасия Никитина («Хождение за три моря»). Также Терентьев попробовал свои силы в дубляже и озвучивании анимационных фильмов. После 1960 года, по каким-то причинам, актёрская карьера Бориса Терентьева пошла на спад. Он покинул Театр имени А.С. Пушкина, недолгое время поработал в Московском гастрольном театре комедии (генерал-лейтенант Рудых – «Люди в шинелях» И. Рачада; Николай Иванович Охотников – «Потерянный сын» А.Н. Арбузова и др.), затем вышел на пенсию. Борис Андреевич был дважды женат. Первая его супруга – актриса Камерного театра Анна Фёдоровна Гусева (1915–1942), скончавшаяся при родах во время эвакуации в Барнауле. Второй его женой была Галина Леонидовна Сушкова (1921–?), в 1942–1945 гг. учащаяся студии при Камерном театре. Она стала матерью для новорожденного Сергея, сына Терентьева и Гусевой, а в 1944-м подарила мужу сына Андрея. Урна с прахом Бориса Терентьева захоронена в колумбарии Введенского кладбища. Фильмы и роли: 1938: «Великий счёт», к/м (Владимир Михайлович Александров); 1940: «Будни» (Николай Славин, лётчик), «Закон жизни» (Иван Данилович, секретарь обкома), «Приятели» (Корзун-старший); 1945: «Слон и верёвочка» (офицер); 1947: «Мальчик с окраины» (работник оружейного завода), «Поезд идёт на Восток» (пассажир-моряк), «Сельская учительница» (эп.); 1948: «Страницы жизни» (Тарасов); 1950: «Далеко от Москвы» (секретарь крайкома); 1954: «Анна на шее» (эп.), «Чемпион мира» (Павел Тимофеевич); 1955: «Зелёные огни» (Якушев, начальник политотдела), «На бойком месте» (хозяин); 1956: «Дело № 306» (доктор), «Урок истории» (подпольщик); 1957: «Хождение за три моря» (отец Афанасия); 1958: «Четверо» (Саранцев); 1959: «Василий Суриков» (И.И. Шишкин); 1960: «Ровесник века» (председатель ВСНХ). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru