Терентьева Нонна НиколаевнаТерентьева Нонна Николаевна Нонна Терентьева (в девичестве – Новосядлова) родилась в Баку. Её отец Николай Самсонович Новосядлов (1918–2010) был военнослужащим, участвовал в Великой Отечественной войне, дослужился до звания подполковника (ушёл в отставку в 1969-м). Мать Антонина Фёдоровна Новосядлова (1922–2005) в молодые годы играла на сцене, затем, после замужества, занималась домашним хозяйством, воспитывала двух дочерей – Нонну и Ниалину. На начало 1970-х гг. Новосядловы проживали в Киеве, позднее переехали в Москву. Нонна в 1959 году окончила среднюю школу в Ростове-на-Дону, но решилась пойти в артистки не сразу. Сначала она полгода отработала библиотекарем и секретарём в школе, затем год училась на режиссёрском отделении Харьковского института культуры. Однако режиссёра из неё не получилось. Яркие внешние данные Новосядловой указывали на то, что ей место не в темноте зрительного зала, а в ярких лучах сцены и экрана. Осенью 1961 года она перевелась на кинофакультет Киевского института театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого, а через год решилась уехать в Москву и начать всё сначала. Летом 1962-го Нонна Новосядлова стала студенткой актёрского факультета Театрального училища имени Б.В. Щукина на курсе Анатолия Ивановича Борисова, на котором собралось небывалое количество красавиц – Марианна Вертинская, Валентина Малявина, Наталья Селезнёва, Земфира Цахилова, Любовь Корнева, Галина Яцкина. Все яркие, индивидуальные, со своим творческим потенциалом. Понятно, что они постоянно пользовались пристальным вниманием мужчин. Один из них, Борис Терентьев, с которым Нонна была знакома с киевских времён, сумел завоевать её сердце и взять в жёны. Произошло это в 1965 году, а уже через год она выпустилась из училища с дипломом актрисы театра и кино. Её ждали большие перспективы. Известность пришла к Нонне Терентьевой ещё в период учёбы. Обычно студентам творческих вузов строго настрого запрещалось сниматься, однако подопечные Анатолия Борисова каким-то образом постоянно обходили это табу. Так на втором курсе института Терентьева дебютировала на экране в центральной женской роли фильма «Бухта Елены», который снимался на Киевской киностудии имени А.П. Довженко, потом появилась в первой полнометражной картине Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Самый медленный поезд». Эти две экранные работы привлекли к начинающей актрисе внимание, поэтому, когда настала пора самостоятельного плавания, режиссёры стали активно задействовать её в своих картинах. Красивая, утончённая, она идеально подходила для классических героинь, которые стали заполнять её послужной список. Терентьева играла в экранизациях произведений А.П. Чехова (Екатерина Ивановна Туркина – «В городе С.»; Наденька – «Шуточка»; Анюта Благово – «Моя жизнь»), И.С. Тургенева (Жюстин – «Дворянское гнездо»), А.Н. Островского (Смельская – «Таланты и поклонники»), А.Н. Толстого (Алла Григорьевна – «Похождения графа Невзорова»), А.М. Горького (Татьяна Автономова – «Трое»). Ну и, конечно же, апогеем её творческой карьеры стала Зоя Монроз в телефильме «Крах инженера Гарина», экранизации романа А.Н. Толстого. Сексапильная женщина-вамп в её исполнении получилась невероятно яркой, соблазнительной, будоражащей взоры всех зрителей-мужчин. Вероятно, эта манкость мешала самой Терентьевой, поскольку ограничивала круг её ролей. За тридцатилетнюю кинокарьеру их набралось всего около тридцати. И всё же именно они сделали её узнаваемой, позволили войти в число самых красивых актрис отечественного кинематографа. В отличии от кино, карьера в театре у Нонны Терентьевой складывалась довольно сложно. Сразу после окончания училища она вошла в труппу Театра имени К.С. Станиславского, сыграла Исмену в «Антигоне» Софокла, Таню в «Энциклопедистах» Л.Г. Зорина, но через год по семейным обстоятельствам вынужденно переехала в Киев. Там она на протяжении четырёх сезонов выходила на сцену Театра имени Леси Украинки, играла ведущие роли. Среди них: Ксения («Разлом» Б.А. Лавренёва), Дораличе («Брак по конкурсу» К. Гольдони), Фэри Мей («Странная миссис Сэвидж» Д. Патрика), Инна («Традиционный сбор» В.С. Розова), Элисон Портер («Оглянись во гневе» Д. Осборна), Людмила («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова), Машенька («На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского) и другие. В этот же киевский период Терентьева стала мамой. В 1969 году она родила дочь Ксению, в момент, когда её отношения с мужем приобрели напряжённый характер. Причиной тому стал завязавшийся роман с коллегой по Театру имени Леси Украинки Владимиром Скомаровским. Он привёл к тому, что она оставила мужа, театр, и вместе с Комаровским и маленькой дочкой в ноябре 1971-го уехала в Москву. Там её приняли в Центральный театр Советской армии, который оказался чужд ей по творческому направлению. Дальше были Театр имени Н.В. Гоголя (исполняла роль Анны в пьесе «Счастливый Шурик» Е.И. Габриловича и С.Г. Розена), Литературно-драматический театр ВТО, Театр-студия киноактёра. В последнем Терентьевой довелось сыграть несколько значительных ролей, в которых она блеснула комедийным талантом и врождённой музыкальностью. Это, прежде всего, Коринкина в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, госпожа Лазич в «Да здравствуют дамы!» Б. Нушича и Юлия Джули в «Тени» Е.Л. Шварца. Параллельно Терентьева выступала на эстраде, гастролировала с концертными программами, работала на телевидении и радио. Творческая жизнь кипела ключом, пока не наступили тяжёлые 1990-е. Сотни артистов, пользовавшихся постоянным спросом, мгновенно остались не у дел. Не помогали ни былые заслуги, ни горячее желание оставаться в строю. Терентьевой, всё же, удавалось изредка появляться на экране. В частности, вместе с дочерью Ксенией она снялась у Саввы Кулиша в «Железном занавесе». Однако эта работа носила чисто эпизодический характер. Былая занятость осталась позади. Девяностые годы принесли Нонне Терентьевой не только безработицу, но и проблемы со здоровьем. Мужа рядом уже не было: он покинул страну ещё в конце 1970-х. Все основные заботы об актрисе легли на плечи её мамы. Нонна Николаевна стойко переносила болезнь, не посвящала в неё своих друзей и знакомых, ни у кого не просила помощи. Когда же её не стало, многие удивились. Никто не ожидал такого раннего ухода. Ведь ей было всего пятьдесят четыре года. Похоронили Терентьеву на Троекуровском кладбище. Там же, рядом с ней, позднее упокоились её родители. Фильмы и роли: 1963: «Бухта Елены» (Елена Токмакова), «Самый медленный поезд» (Лена); 1966: «В городе С.» (Екатерина Туркина), «Шуточка», тв, к/м (Наденька); 1969: «Дворянское гнездо» (Жюстин), «Трое» (Татьяна Автономовна); 1970: «Сеспель» (Туся), «Умеете ли вы жить?» (хозяйка музыкального салона); 1971: «Озарение» (Лена Морозенко); 1972: «Моя жизнь», тв (Анюта Благово); 1973: «Крах инженера Гарина», тв (Зоя Монроз), «Таланты и поклонники» (Нина Смельская); 1975: «Гаспароне», тв (графиня Шарлотта); 1976: «Бешеное золото» (Ионна Страут); 1977: «Талант», тв (Лялечка), «Транссибирский экспресс» (Демидова); 1978: «Эцитоны Бурчелли», тв (Софья); 1979: «Взрослый сын» (Лена), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (гостья); 1982: «Похождения графа Невзорова» (Алла Григорьевна), «Серебряное ревю» (балетмейстер); 1985: «Любимец публики» (мама Трилли); 1986: «Красные башмачки», тв (ведьма), «Соучастие в убийстве» (Бет Тайсон); 1991: «Воздушные пираты» (стюардесса); 1994: «Железный занавес» (Нонна Николаевна); 1996: «Королева Марго», тв (эп.). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru