
Тимонтаев Александр Фёдорович
Родился 1 февраля 1905 года. Александр Тимонтаев родился в городе Бузулук Самарской губернии. Его отец Фёдор Васильевич Тимонтаев (1880–1967) принадлежал к мещанскому сословию, до революции 1917 года трудился у частных предпринимателей приказчиком по мельничному делу, механиком, шофёром, затем состоял на различных должностях в советских учреждениях. Мать Екатерина Николаевна Тимонтаева (1876–1950) нигде не работала, занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. С 1912 года Александр учился в Самарском коммерческом училище, но не окончил его, ушёл после шестого класса и вскоре начал трудовую жизнь. С 1921 года он служил агентом хозяйственной части в Новосибирском отделе народного образования, агентом по страхованию Ржищевского отделения Госстраха, сборщиком разовых налогов при Ржищевском райисполкоме. В этот же период Тимонтаев стал участвовать в постановках Ржищевского драматического отделения рабочей молодёжи, сыграл свои первые роли: слугу Ивана в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Павлика в «Красном орлёнке» А.И. Славянского, Глуховцева в «Днях нашей жизни» Л.Н. Андреева и другие. Увлечение сценой кардинальным образом изменило предпочтения молодого человека. В 1924 году он оставил службу и поступил в класс фагота Киевской государственной консерватории. Однако пребывание его там оказалось недолгим – через год Тимонтаев перешёл работать в кинематограф. Начинал с участия в киноэкспедициях ВУФКУ (Всеукраинского фотокиноуправления) на разовой оплате, а уже с 1926 года стал появляться на экране в качестве актёра. Сначала это были крохотные эпизоды на том же ВУФКУ, но после переезда в Москву в кинобагаже Александра появились более значимые работы. Так в 1927 году он сыграл главную роль молодого изобретателя Саши Бутова в режиссёрском дебюте Марка Донского «В большом городе», обратившем на него внимание других режиссёров. Тимонтаева стали приглашать на небольшие роли современников, как правило, положительных героев. Среди них: секретарь деревенской комсомольской ячейки Червяков («Китайская мельница»), секретарь сельсовета Сестрин («Танька-трактирщица»), секретарь ячейки («Матрос Иван Галай»), большевик Алиев («Апайка»). С начала 1930-х годов амплуа положительного героя у Александра Тимонтаева резко сменилось в противоположную сторону. В тот период на экране всё чаще стали появляться фильмы, осуждающие образ жизни буржуазных стран, и актёр по своему типажу очень удачно подходил на роли различных нелицеприятных типов из чуждого советскому человеку мира. Среди них: полицейский («Рваные башмаки»), Бурш («Карьера Рудди»), Рабенкампф («Борцы»). Но всё же в этом перечне отрицательных героев у Тимонтаева появился очень симпатичный персонаж – повар Смурый во втором фильме трилогии о юных годах Максима Горького «В людях» Марка Донского, который ранее открыл актёру путь в большое кино. В итоге, эта работа стала лучшей в его фильмографии. В октябре 1931 года Александр Тимонтаев вошёл в штат кинофабрики «Межрабпомфильм», в 1936 году реорганизованной в первую в мире киностудию по производству детских и юношеских фильмов «Союздетфильм». Оттуда в начале Великой Отечественной войны военкоматом Ленинградского района Москвы актёр был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии. Служил в качестве химинструктора воинской части № 9276 авиагруппы особого назначения и начальника штаба МПВО (Местной противовоздушной обороны) авиагарнизона Московского центрального аэропорта. За свои боевые заслуги Тимонтаев был награждён медалью «За оборону Москвы» и знаком «Отличник Аэрофлота». После демобилизации в октябре 1945 года Александр Тимонтаев вернулся в состав киностудии «Союздетфильм», но уже в марте 1948 года был уволен по сокращению штатов. С этого момента отношения с кино у актёра складывались не лучшим образом. Снимался он, в основном, в крохотных эпизодах, в которых делался акцент на его яркую фактуру. Исключение составили лишь три работы – Соболев в «Сыне полка», Рева в «Поэме о море» и Воронов в «Фоме Гордееве». Ну а закончил Тимонтаев свою актёрскую карьеру в эпизодических ролях сказочных персонажей в фильмах-сказках Александра Роу «Морозко» и «Огонь, вода и… медные трубы». Александр Фёдорович был женат, воспитывал сына жены от первого брака. Скончался актёр в возрасте шестидесяти четырёх лет. Похоронен в семейной могиле на Донском кладбище. Фильмы и роли: 1926: «Ветер» (матрос), «ПКП» (чекист), «Трипольская трагедия» (Зелёновец); 1927: «В большом городе» (Саша Бутов), «Китайская мельница» (Червяков), «Победа женщины» (песенник); 1928: «Светлый город» (красноармеец), «Седьмой спутник» (чекист), «Танька-трактирщица» (Сестрин, учитель); 1929: «За спортивные игры», культурфильм (спортсмен), «Матрос Иван Галай» (секретарь ячейки), «Остров Тогуй» (пограничник); 1930: «Апайка» (Валиев), «Железная бригада» (Котельщик, гармонист); 1931–1932: «Тисса горит», не завершён (заключённый солдат); 1932: «Две встречи» (шофёр); 1933: «Изменник Родины» (Кватек, солдат), «Рваные башмаки» (полицейский); 1934: «Восстание рыбаков» (солдат), «Карьера Рудди» (Бурш); 1935: «Конец полустанка» (рулевой), «По следам героя» (трубач-пожарник), «Подполье», не завершён (директор завода); «Талка», ВГИК (Ермак); 1936: «Борцы» (Рабенкемиф), «Дохунда», не завершён (сотник), «Повесть о хане Майжее», ВГИК (Воронов); 1937: «Весёлые путешественники», к/м (толстяк), «На Дальнем Востоке» (хозяйственник), «ПВХО», н/п (завхоз); 1938: «В людях» (повар Смурый), «Доктор Айболит» (отец Пенты и разбойник); 1939: «Воздушная почта» (лётчик); 1940: «Брат героя» (Плинтусов-старший), «Салават Юлаев» (управитель завода); 1941: «Конёк-Горбунок» (Морской царь, дядька богатырей и роющий разбойник), «Старый двор», к/м (дворник); 1946: «Крейсер «Варяг»» (матрос), «Сын полка» (Соболев); 1947: «Мальчик с окраины» (шпрехшталмейстер), «Сельская учительница» (эп.), «Сказание о земле Сибирской» (эп.); 1953: «Вихри враждебные» (матрос), «Случай в тайге» (охотник); 1954: «Море студёное» (хозяин кабака); 1956: «Драгоценный подарок» (Степан Иванович, рыболов), «Это начиналось так…» (таксист); 1957: «Семья Ульяновых» (эп.); 1958: «Поэма о море» (капитан Рева); 1959: «Фома Гордеев» (купец Воронов); 1961: «Алые паруса» (Дусс); 1962: «Течёт Волга» (эп.); 1964: «Морозко» (разбойник); 1966: «Сказка о царе Салтане» (боярин); 1967: «Огонь, вода и…медные трубы» (придворный царя Федула VI и мудрец). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru