Титова Вера АлексеевнаТитова Вера Алексеевна Вера Титова родилась в селе Сабакеевка Алексеевского района Автономной Татарской ССР в семье Алексея Григорьевича (1909–1940) и Анны Корниловны (1906–1998) Титовых. В 1930 году они переехали в Казань, где стали рабочими Казанского льнокомбината имени Ленина. В 1939 году, с началом финской военной кампании, Алексей Григорьевич ушёл на финский фронт и через год погиб. Вера в 1944 году окончила восемь классов средней школы и поступила в студию при Казанском большом драматическом театре имени Горького. По её окончании в 1947 году была принята в труппу этого театра, где вскоре заняла одно из ведущих положений характерной актрисы. В его репертуаре исполнила следующие роли: Барба («Вей, ветерок»), Надя («Враги»), Шурка («Егор Булычов и другие»), Хеська («Мораль пани Дульской»), Люба («Свадьба с приданым»), Зойка Толоконцева («Годы странствий»), Топсик («Дальняя дорога»), Лючия («Фелумена Мартурано»), Женя Шульженко («Фабричная девчонка») и другие. 8 июня 1957 года, после декады татарских литературы и искусства в Москве, Титовой было присвоено звание Заслуженной артистки Татарской АССР. Там же, в Казани, произошли изменения в личной жизни актрисы. В 1953 году она вышла замуж за Александра Петровича Сысоева, инженера-энергетика, а уже в 1954 году в их семье появился сын Владимир. И, казалось бы, всё у Веры Алексеевны складывалось хорошо – и творческая карьера, и личная жизнь. Но, однажды побывав с театром на гастролях в Ленинграде, она влюбилась в этот город и решила, во что бы то ни стало, переехать туда на постоянное место жительства. Однако это не входило в планы её мужа: у него уже была стабильная работа, и бросать её ради прихоти жены он не собирался. Поэтому Вера Алексеевна решилась на «одиночный побег». Оставив сына на попечение своей мамы, в 1958 году она уехала в северную столицу и поступила актрисой в Ленинградский театр имени Ленинского комсомола, где, увы, не получила ожидаемой востребованности. Если в Казанском БДТ она играла большинство ведущих характерных ролей, то здесь же за весь сезон ей была предложена только одна работа – Зина Трошина в «Маленькой студентке». Через год, в надежде на творческую перспективу, Титова перешла в Ленинградский областной драматический театр, но и здесь её ожидало разочарование: за два сезона ей были сыграны только три роли – Нина Снежко в «Барабанщице», Люся в «Пасынке» и Аллочка в «Живых цветах». Фактически сразу после переезда в Ленинград Веру Титову стали приглашать на эпизодические роли в кино. К 1961 году у неё уже было несколько работ, поэтому в мае этого же года она решилась на ещё один отчаянный шаг – оставить театр ради кино. Вера Алексеевна была принята в Студию киноактёра при киностудии «Ленфильм», в которой прослужила около тридцати лет. И, наверное, с её стороны это был правильный шаг, так как неизвестно, как сложилась бы её дальнейшая театральная судьба. Вера Титова обладала яркой актёрской индивидуальностью, которую в ленинградских театрах никак не желали рассмотреть. А в кино её сразу подхватили, открыв для экрана новую своеобразную, ни на кого не похожую, актрису. Зрителей подкупали её мягкость, тепло, характерные интонации, запоминающийся голос. Благодаря этому, не сыграв ни одной главной роли, Титова запомнилась. Зато, какие это были роли! Марта в «Республике ШКИД», Чернильница в «Снежной королеве», Ведьма в «Старой, старой сказке», Печка в «Новогодних приключения Маши и Вити» стали её маленькими шедеврами, которые вспоминают по сей день. Это говорит о том, насколько был высок её актёрский потенциал, и как мало его использовали режиссёры, предлагая ей крохотные, незначительные эпизоды. Но и в них Титова была хороша, привнося в каждого персонажа личное своеобразие и обаяние. По воспоминаниям актрисы Лилии Гуровой Вера Алексеевна была весёлым, жизнерадостным, доброжелательным и неконфликтным человеком. Искренне радовалась за успехи других. Писала прекрасные стихи. Выйдя в Ленинграде вторично замуж за актёра Александра Леонтиновича Густавсона (1934–1999), вместе с ним занималась концертной деятельностью. Однако с его уходом из жизни осталась совершенно одна. Сразу вдруг стали одолевать недуги, сахарный диабет. А сын Владимир жил в Казани и не мог часто навещать мать. Она же чувствовала перед ним вину за то, что, переехав в Ленинград, уделяла ему мало внимания и переживала, что доставляла ему неудобства своими проблемами со здоровьем. Поэтому так и оставалась жить одна в Петербурге, скончавшись там на 78 году жизни. Похоронена на Самосыровском кладбище в Казани. Фильмы и роли: 1959: «Горячая душа» (диспетчер), «Ссора в Лукашах» (колхозница); 1960: «Домой» (Густя), «Осторожно, бабушка!» (курьер); 1961: «Брать Комаровы» (Нина Павловна, воспитательница), «Водяной», к/м (доярка), «Горизонт» (официантка); 1962: «Завтрашние заботы» (буфетчица), «После свадьбы» (Надежда Осиповна), «Черемушки» (соседка с ребенком); 1963: «Каин XVIII» (смешливая горожанка); 1964: «Весенние хлопоты» (официантка), «Зайчик» (пациентка), «Когда песня не кончается» (буфетчица), «Наш честный хлеб» (Дарья Полетаева), «Фро», к/м (ученица), «Цари» (Ксеня); 1965: «Авария» (рабочая), «Сегодня – новый аттракцион» (зрительница); 1966: «Катерина Измайлова» (Аксинья), «На диком бреге» (повариха на теплоходе), «Республика ШКИД» (Марта), «Снежная королева» (Чернильница); 1967: «Дом и хозяин» (Маша, жена моряка), «Происшествие, которого никто не заметил» (мать Насти); 1968: «Армия «Трясогузки» снова в бою» (трактирщица), «Снегурочка» (молодуха), «Старая, старая сказка» (ведьма); 1969: «Стриженый черт», к/м (женщина с кошкой); 1970: «Меж высоких хлебов» (колхозница), «Салют, Мария!» (продавщица пирожков); 1971: «Тень» (эп.); 1972: «Боба и слон», тв (пассажирка автобуса), «Круг» (эксперт), «Учитель пения» (женщина в парикмахерской); 1973: «Возвращенный год», к/м (эп.), «Дверь без замка» (доярка), «Открытая книга» (Агаша); 1974: «Врача вызывали?» (больная с насморком), «Незнакомый наследник» (Дарья Максимовна), «Помни имя свое» (Клава), «Пятерка за лето» (воспитательница), «Царевич Проша» (лепешница); 1975: «Единственная» (официантка), «Новогодние приключения Маши и Вити», тв (Печка), «Одиннадцать надежд» (проводница), «Прошу слова» (женщина в приемной), «Шаг навстречу» (буфетчица); 1976: «Волшебный круг», тв (жена городового), «Воскресная ночь» (Глаша), «Дикий Гаврила» (эп.), «Сладкая женщина» (эп.); 1978: «Двое в новом доме» (посетительница ресторана), «Обочина» (тетя Варя); 1979: «Задача с тремя неизвестными», тв (кассир Яцкевич), «Таежная повесть» (медсестра); 1980: «Жизнь и приключения четырех друзей», тв (кондуктор), «Крик гагары» (жена офицера), «Ожидание» (жена отпускника), «Свет в окне», тв (санитарка), «Тайное голосование» (Семенова); 1981: «Вот такая музыка» (тетя Нюра); 1983: «Водитель автобуса», тв (пассажирка), «Демидовы» (жена Никиты), «Магия черная и белая» (бабушка); 1984: «И вот пришел Бумбо» (Фекла), «Ребячий патруль», тв (режиссер), «Рыжий, честный, влюбленный», тв (Курица-мама); 1985: «Гум-гам», тв (бабушка Пети Зайчикова), «Снегурочку вызывали?», тв (бабушка Пети); 1986: «Исключения без правил. Голос», тв (сотрудница бригады Валюшина), «Прости» (Нина Васильевна); 1987: «Ищу друга жизни» (Ольга), «Серебряные струны» («Чучело»); 1988: «Утреннее шоссе» (Макеиха); 1990: «Собачий пир» (Галина Федоровна). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru