Трейвас Эмилия Моисеевна

Treivas-2Трейвас Эмилия (Эмма) Моисеевна
Родилась 26 августа 1918 года.
Умерла 8 января 1982 года.

Эмилия Трейвас родилась в городе Царицыне. Её отец был родом из Западной Белоруссии, работал лесосплавщиком. Мать родилась в Риге, трудилась белошвейкой, при этом обладала прекрасным голосом и пела в хоре. У супругов родилось четверо детей, из которых Эмилия была третьим ребёнком. Старший брат Рафаил впоследствии работал механиком по авиационному оборудованию. Старшая сестра окончила режиссёрский факультет ГИТИСа, работала режиссёром массовых мероприятий, актрисой и режиссёром в Москонцерте. Младший брат Михаил стал лётчиком.

До 1925 года Трейвасы жили в Москве, затем переехали в город Полоцк. Там Эмилия училась в средней школе, а окончила её уже в Москве, в 1936 году, куда семья Трейвас вернулась в начале 1930-х годов.

В Москве Трейвас-отец работал сначала комендантом Дома Красной армии, затем заведующим лесной секцией на Московском электрозаводе имени В.В. Куйбышева. 5 июля 1941 года он ушёл добровольцем на фронт, но потом был демобилизован по возрасту.

По окончании средней школы Эмилия Трейвас один год работала в военном отделе редакции газеты «Комсомольская правда». В 1937 году поступила на драматическое отделение Театрально-музыкального училища имени А.К. Глазунова, которое с отличием закончила в 1941 году. Сразу после окончания института с 8 июля 1941 года Эмилия ушла добровольцем в ополчение, а с декабря 1941 года по декабрь 1942 года служила в агитбригаде Сибирского военного округа под руководством Николая Черкасова. С декабря 1942 года по апрель 1943 года Эмилия Моисеевна воевала на фронте.

В 1943 году Эмилия Трейвас была принята в труппу Центрального театра транспорта, в котором много и плодотворно работала. Основным амплуа актрисы стали комедийно-характерные роли, которым хорошо соответствовала её внешность. Среди театральных работ: Домна Пантелеевна («Сказка об Иване Царевиче, о земле родимой, о матушке любимой» В. Гольдфельда), Эвжени («Шельменко-денщик» Г.Ф. Квитки-Основьяненко), Эгла («Испанский священник» Ф. Бомонта и Д. Флетчера), Зивтынь («Буря» В. Шекспира), Катерина («Иван-да-Марья» В. Гольдфельда), Павлина Бохан («Поют жаворонки» К. Крапивы), Леонора («Живой портрет» А. Морето), Мариша («Вихри враждебные» Н.Ф. Погодина), Сумцова («Капитан Коршун» В.Н. Собко).

Первый раз Эмилия Моисеевна вышла замуж ещё до войны, но её муж погиб на фронте. Вторым супругом Трейвас стал актёр Владимир Павлович Мамонтов (1917–начало 2000-х), с которым она познакомилась в театре. С ним она прожила до конца своей жизни. От первого брака у Владимира Павловича были две дочери, с младшей из которых, Ириной, у Эмилии Моисеевны сложились в дальнейшем очень тёплые отношения.

В 1958 году Эмилия Трейвас ушла из Центрального театра транспорта и стала работать в Москонцерте. Вместе с мужем Владимиром Мамонтовым она ставила различные сценки, отрывки из спектаклей, юмористические зарисовки, с которыми гастролировала по стране. Одним из самых удачных был знаменитый отрывок из пьесы «Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского, где она играла спекулянтку.

В 1960 году в жизнь Эмилии Трейвас вошло кино. Она сыграла повариху Ангелину Пархоменко в музыкальной комедии «Девичья весна». Затем, в 1962 году, исполнила главную роль в фильме «Необыкновенный город», где играла в паре с Борисом Новиковым. Но, конечно, самой известной её работой была Трандычиха в «Свадьбе в Малиновке», хотя изначально режиссёр Андрей Тутышкин приглашал актрису на роль Гапуси, которую, по настоянию Госкино, сыграла Зоя Фёдорова.

Долгое время у супругов Трейвас и Мамонтова не было своего жилья, и им приходилось скитаться по разным углам. Затем им дали маленькую комнату на улице Казакова. Сквозь неё проходила большая труба, через которую приходилось постоянно перешагивать. Позднее супруги вступили в кооператив и получили двухкомнатную квартиру в Каретном ряду.

В жизни Эмилия Моисеевна была очень мудрым человеком. Она умела дружить, поэтому её всегда окружало много интересных людей. Не имея большого достатка, она была очень радушна, никого не отпускала от себя ненакормленным. Обладала большой скромностью, никогда не выпячивалась и не пробивала себе роли. Даже, когда Людмила Зыкина предложила ей помочь получить звание, она отказалась, сославшись на то, что это должно произойти само собой.

Был в Эмилии Трейвас и литературный талант. Она очень хорошо писала юмористические стихи, на каждый юбилей и день рождения радуя ими своих друзей. Занималась также озвучиванием мультфильмов. Самой известной её ролью в анимации стала Печка из известного мультика «Вовка в тридевятом царстве».

В Москонцерте для того, чтобы получить высшую категорию, нужно было обязательно проходить репертуарный просмотр, на котором присутствовало начальство. Эмилия Моисеевна всегда очень тяжело переносила подобные процедуры. Последняя из них прошла незадолго до её смерти. Ещё находясь под впечатлением, она приехала в гости к Марине Ладыниной, с которой была дружна, и там ей стало плохо. Приехала «скорая» и констатировала инсульт. Эмилию Моисеевну увезли в больницу, но спасти ей жизнь так и не удалось.

Урна с прахом актрисы захоронена в колумбарии Донского кладбища.

Фильмы и роли:

1960: «Девичья весна» (Ангелина Пархоменко); 1961: «Совершенно серьезно. История с пирожками» (зав. секцией); 1962: «Большая дорога» (хозяйка на свадьбе Гашека), «Веселые истории» (тетя с собачкой), «Как рождаются тосты», к/м (Гликерия Ивановна, кассирша), «Необыкновенный город» (жена Облапошкина), «Черемушки» (Мылкина); 1963: «Внимание! В городе волшебник», к/м (Марья Ивановна); 1965: «Двадцать лет спустя» (мать Моисея), «Человек без паспорта» (буфетчица); 1967: «Свадьба в Малиновке» (Трандычиха); 1968: «Золотой теленок» (потерпевшая в трамвае), «Семь стариков и одна девушка», тв (буфетчица); 1969: «Мистер Твистер», к/м (Марья); 1970: «Бушует «Маргарита», тв (Эмма Рощина).

Фотографии из архива Эмилии Трейвас

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru