Тытышкин Андрей Петрович

TutishkinТутышкин Андрей Петрович
Заслуженный артист РСФСР (1946)
Родился 24 января 1910 года.
Умер 1 декабря 1971 года.

Андрей Тутышкин родился в Кишинёве. Его отец Пётр Петрович Тутышкин (1868–1937) был известным врачом-психиатром, профессором, специалистом по гипнозу, в предреволюционные годы лечившим от алкоголизма представителей царской фамилии. С приходом к власти большевиков, в 1917 году он вступил в ряды ВКП(б), в 1919-м был назначен первым народным комиссаром здравоохранения Украины. Мать Юлия Фёдоровна Тутышкина (умерла в 1955 году) состояла в родстве с матерью революционера Артёма Елизаветой Петровной, при содействии которой вошла в семью И.В. Сталина, воспитывала его детей. Большая многокомнатная квартира Тутышкиных в Денежном переулке, невзирая на высокое положение Петра Петровича, была уплотнена, заселена восемнадцатью семьями, а они сами стали занимать только две комнаты.

Андрей в 1917 году начал учиться в гимназии, затем перешёл в Опытную школу эстетического воспитания под руководством Н.И. Сац (позднее – 4-я школа МОНО), где детям, помимо общеобразовательных дисциплин, преподавали актёрское мастерство, живопись, музыку. Получив прекрасное образование, в 1926 году Тутышкин вышел из стен школы, хорошо ориентируясь во всех видах искусства, наиболее близким из которых считал для себя театр. С ним он соприкоснулся ещё в детстве, поскольку жил в одном доме с Евгением Богратионовичем Вахтанговым, дружил с его сыном Сергеем, видел постановки 3-й Студии МХТ. Поэтому неудивительно, что свои взоры он устремил именно на школу-студию при Театре имени Евг. Вахтангова, став её студийцем. Уже с первого курса начал принимать участие в спектаклях театра, а в 1929 году был принят в состав труппы. Начинал с эпизодических появлений (стражник – «Марион де Лорм» В. Гюго; мудрец – «Принцесса Турандот» К. Гоцци; дирижёр – «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т. Ленского), позднее стал получать более значимые роли: Боткина («Аристократы» Н.Ф. Погодина), Тятина («Егор Булычов и другие» М. Горького), Александра I и старика («Фельдмаршал Кутузов» В.А. Соловьёва), Харитонова («Русские люди» К.М. Симонова), Ломбарди («Слуга двух господ» К. Гольдони), Монфлери («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Нонакура («Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля), Антонио («Много шума из ничего» В. Шекспира) и другие. В последней Тутышкин был особенно блистателен, в театр ходили специально, чтобы посмотреть на него в этом образе. Всего же на вахтанговской сцене он сыграл более пятидесяти ролей.

Параллельно актёрской работе, в 1930-е годы Андрей Тутышкин стал заниматься режиссурой, на сцене Театра имени Евг. Вахтангова поставил спектакли: «Соломенная шляпка» Э. Лабиша и Марк-Мишеля (1939), «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1941), «Слуга двух господ» К. Гольдони (1943), «Последний день» В.В. Шкваркина (1945). С 1932 по 1937 годы, по совместительству, руководил Первым московским кукольным театром.

Тяга к режиссуре и музыкально-комедийному жанру привели Андрея Тутышкина в 1945 году в Ленинградский театр музыкальной комедии, где он до 1948 года был художественным руководителем. Осуществил там постановки «Девичьего переполоха» Ю.С. Милютина, «Розы ветров» Б.А. Мокроусова, «В зимнюю ночь» И.И. Дзержинского, «Весёлой вдовы» Ф. Легара. Всё это время он разрывался между Ленинградом и Москвой, поскольку в столице у него была семья. Его жена Людмила Сергеевна Занковская работала в вахтанговском театре, играла вполне заметные роли (Варвара – «Гроза» А.Н. Островского; Беатриче – «Слуга двух господ» К. Гольдони; Шура – «Русские люди» К.М. Симонова), снималась в кино («Парень из тайги»). Не выдержав условий эвакуации театра в период войны, она сорвалась, стала выпивать, и даже рождение дочери Василисы в 1947 году не смогло её вывести из этого состояния. Находиться с ней в одном доме и работать на одной сцене Тутышкину стало невыносимо. Он оставил семью, а в 1949-м и театр. Через год после этого Людмила Занковская погибла от алкоголизма.

Последующие несколько лет Андрей Тутышкин играл в Центральном театре транспорта, был главным режиссёром русской труппы Государственного объединённого театра драмы им. А. Лахути в Сталинобаде, и, наконец, в 1953 году, пришёл в Театр-студию киноактёра. С кино у него уже сложились давние тесные отношения, он много и успешно снимался. На экране, как и в театре, Тутышкину особенно удавались характерно-комедийные роли, в них он был многогранен, оригинален, органичен, не боялся экспериментировать, быть смешным, нелепым. Достаточно вспомнить его задорного Алёшу в «Волге-Волге», матроса Сергея Берёзкина в «Девушке с характером» и неподражаемых стариков – профессора Ершова в «Сердцах четырёх», Листопадова-отца в «Близнецах». В 1950-е годы Тутышкин-киноактёр вновь блеснул на экране, его герои стали более глубокими, лиричными, но не лишёнными острого ума и хорошего юмора. Среди них: директор киногруппы Пётр Андреевич («Запасной игрок»), пенсионер Фёдор Васильевич («Мы с вами где-то встречались»), бухгалтер Миронов («Карнавальная ночь»), приказчик («Испытательный срок»). Не забывал Андрей Петрович и о режиссуре. На сцене Театра-студии киноактёра поставил (совместно с Б.В. Бибиковым) комедию Е.М. Помещикова и К. Чернышёва «Дон Иваныч», в Ленинградском драматическом театре – «Укрощение строптивой» В. Шекспира, в Ленинградском театре миниатюр – «За чашкой чая» В.С. Полякова, в Ленинградском малом оперном театре – «Далеко от Москвы» И.И. Дзержинского.

В 1954 году Андрей Тутышкин впервые попробовал себя в кинорежиссуре и, надо сказать, вполне успешно. Специально для Аркадия Райкина, совместно с Николаем Досталем, он поставил киноревю «Мы с вами где-то встречались», имевшее большой зрительский успех. В 1956 году он попытался его закрепить киноводевилем «Безумный день» с Игорем Ильинским в главной роли, однако картина, не смотря на звёздный актёрский состав, не стала событием и собрала много критических отзывов. Следующий фильм – «К Чёрному морю» – был более удачен, но и здесь критики не преминули упрекнуть режиссёра в легковерности. Появившиеся после этого экранизация оперетты И.О. Дунаевского «Вольный ветер», короткометражки «Как рождаются тосты», «Крыса на подносе» были приняты ещё холоднее. А в 1964 году новый удар – сокращение из штата «Мосфильма».

1960-е годы стали для Андрея Петровича в творческом плане самыми тяжёлыми. Человек неуёмной энергии, он не мог сидеть без работы, а её, как раз, становилось всё меньше. Три сезона Тутышкин прослужил главным режиссёром в Московском театре эстрады, затем ещё два – в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола, пока, наконец, судьба не преподнесла ему долгожданную удачу. В 1967 году, на «Ленфильме», он снял музыкальную кинокомедию «Свадьба в Малиновке», ставшую поистине народной. Запоминающаяся музыка Бориса Александрова, прекрасные актёрские работы, живая, динамичная режиссура сделали своё дело – поставили картину в число лучших комедий отечественного кинематографа. Однако, после оглушительного успеха неожиданно наступило полное затишье. Тутышкина, как будто бы, не замечали. Сниматься его уже не звали, режиссёрские работы не доверяли. Только лишь в 1971 году ему удалось добиться экранизации водевиля Г. Квитки-Основьяненко «Шельменко-денщик» по собственному сценарию, но несколько лет простоя подпортили его творческую форму, картина получилась неудачной и очень скромно прошла по экранам.

В жизни Андрей Петрович был доброжелательным человеком, не участвовал в интригах, умел радоваться чужому успеху. Однако его собственным удачам восхищались, к сожалению, немногие. Привыкший к кипучей деятельности, в последние годы артист тяжёло переживал свою невостребованность. Его стало подводить здоровье, он пережил инфаркт. 1 декабря 1971 года, не смотря на протесты жены Александры Петровны, согласился поехать в Ленинград, выступить на юбилейном концерте Аркадия Райкина. В этот же вечер, вернувшись с выступления, Андрей Тутышкин скоропостижно скончался в своей ленинградской квартире.

Андрей Петрович был настоящим мастером своего дела, редким актёром и режиссёром, который глубоко проникал в суть музыкальной комедии, умел правильно расставлять акценты, точно использовать актёрские дарования. Именно поэтому его картины живут по сей день, вызывая постоянный интерес зрителя.

Фильмы и роли:

1935: «Мяч и сердце» (почтальон); 1938: «Волга-Волга» (Алеша Трубышкин); 1939: «Девушка с характером» (Сергей Березкин), «Личное дело» (Михаил Иванович, директор школы), «Ночь в сентябре» (Иван Николаевич); 1941: «Сердца четырех» (профессор Ершов); 1944: «Поединок» (Леонтьев); 1945: «Близнецы» (Листопадов); 1947: «Пирогов» (ассистент профессора); 1948: «Три встречи» (Стороженко); 1954: «Запасной игрок» (директор киногруппы), «Мы с вами где-то встречались» (Федор Васильевич); 1956: «Карнавальная ночь» (бухгалтер); 1957: «К Черному морю» (директор МТС), «Сапоги», к/м (король Бобеш); 1958: «Матрос с «Кометы»» (режиссер с ЦСДФ); 1959: «В степной тиши» (Потугаев), «Заре навстречу» (Грацианов); 1960: «Бессонная ночь» (Власюк), «Испытательный срок» (приказчик); 1961: «Артист из Кохановки» (профессор Костенко), «Взрослые дети» (Борис Владимирович); 1962: «Академик из Аскании» (Анисимов); 1963: «Капроновые сети» (заведующий рыбным хозяйством), «Крыса на подносе», к/м (посетитель выставки); 1967: «Анна Каренина» (адвокат).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru