
Ушакова Валентина Алексеевна
Валентина Ушакова родилась в Москве. Её отец был художником по ткачеству. Мать – домашняя хозяйка. В их семье родилось пятеро детей, из которых Валентина была самой младшей. Её старший брат стал впоследствии специалистом по самолётам, а одна из средних сестёр выучилась на медика. В 1941 году, с началом войны, 16 летней девочкой Валентина пошла работать на лесоповал, а затем старший брат устроил её в ВИАМ обслуживать самолёты. Достигнув 18-летнего возраста, по совету старшей сестры Валентина поступила на биологический факультет МГУ, где проучилась только полтора семестра. Зимой 1944 года она случайно увидела объявление о зимнем наборе на актёрский факультет ВГИКа, после чего решила туда поступить, выдержала конкурс и была принята в мастерскую Василия Ванина. Однако, 20 мая 1946 года с Валентиной Ушаковой случилось несчастье, из-за которого она чуть было не распрощалась с институтом и с актёрской профессией вообще. Возвращаясь поздно ночью с подготовки к экзаменам, она села в попутную машину и попала в страшную аварию, в результате которой 2,5 месяца провела в гипсе, прикованная к постели. Но её педагог Василий Ванин отстоял право любимой студентки продолжить учёбу, и она сумела закончить институт. Получив диплом в 1949 году, Валентина Ушакова была принята в актёрский штат киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактёра, где работала до ухода на пенсию в 1985 году. Сыграла Елецкую в спектакле «Нахлебник» по И.С. Тургеневу, но на сцене чувствовала себя не очень уверенно, поэтому основным своим призванием актриса всегда считала кино. Дебют Валентины Алексеевны состоялся в 1950 году в фильме Григория Рошаля «Мусоргский», где молодая актриса попала в компанию именитых мастеров театра и кино – Николая Черкасова, Любови Орловой, Александра Борисова, Андрея Попова. В начале 1950-х Ушакова была утверждена на главные роли сразу у двух классиков отечественного кинематографа – Михаила Ромма и Александра Довженко, но, к сожалению, после смерти Сталина обе картины были закрыты. Обладая красивой внешностью, Валентина Ушакова с успехом исполняла роли молодых героинь, дам из высшего общества, а с возрастом перешла на небольшие характерные роли и эпизоды. Среди её лучших работ: Джен («Серебристая пыль»), Галина Карташова («Запасной игрок»), Людмила («Зеленые огни»), Люся Гармаш («Пути и судьбы»), Вера Зубова («Разные судьбы»), Таня Никитина («Ночной патруль»), Марта («Иоланта»), Нюрка Бобок («Любовь земная» и «Судьба»), мать Николая («Москва слезам не верит»), жена Рунича («Процесс»). В 1958 году Валентина Ушакова вышла замуж за кинооператора Александра Степановича Кочеткова (1927–1997), с которым была знакома ещё со времен учёбы во ВГИКе. Кочетков был очень скромным человеком и долгое время не решался к ней подойти. Случайная встреча сблизила их, после которой они уже не расставались. У супругов родилось двое сыновей – Александр (1959 г.р.) и Алексей (1962–2010), которые продолжили дело отца и стали кинооператорами. Валентина Алексеевна была богатой бабушкой, сыновья подарили ей четверых внуков. Похоронена Валентина Ушакова на Преображенском кладбище. Фильмы и роли: 1950: «Мусоргский» (Надежда Пургольд); 1951: «Совесть мира», не завершен (Елена Берг); 1952: «Покорители вершин» (Валентина Черных); 1953: «Серебристая пыль» (Джен); 1954: «Анна на шее» (дама), «Запасной игрок» (Галина Карташова), «Об этом забывать нельзя» (Галина Коршун); 1955: «Зеленые огни» (Людмила), «Пути и судьбы» (Люся Гармаш); 1956: «Необыкновенное лето» (Ася Пастухова), «Разные судьбы» (Вера Зубова); 1957: «Ночной патруль» (Таня Никитина), «Рожденные бурей» (Людвига); 1961: «Аленка» (мать Аленки); 1962: «Улица младшего сына» (Юлия Львовна); 1963: «Иоланта» (Марта); 1964: «Метель» (дама); 1965: «Пущик едет в Прагу» (Ирина Федоровна), «Совесть» (сотрудница института); 1966: «Дядюшкин сон» (дама), «Прерванный отпуск» (Соколова); 1967: «Анютина дорога» (учительница); 1971: «Молодые» (жена Ивана); 1972: «Руслан и Людмила» (мамка); 1973: «Возврата нет» (учительница), «Возле этих окон» (Любовь Григорьевна), «Жизнь на грешной земле» (деревенская жительница), «И на Тихом океане» (революционерка), «Нейлон 100%» (медсестра); 1974: «Звезда экрана» (Маша Федотова), «Любовь земная» (Нюрка Бобок), «Три дня в Москве», тв (соседка Руденко); 1975: «Без права на ошибку» (Мария Васильевна), «Когда наступает сентябрь» (соседка), «От зари до зари» (соседка Нади), «Победитель» (Дарья); 1976: «День семейного торжества» (Ольга, жена Матвеева), «Опровержение», тв (жена Ямщикова), «Развлечение для старичков» (жена Апомидонта), «Стажер» (тетя Надя); 1977: «Служебный роман» (сотрудница статистического учреждения), «Судьба» (Нюрка Бобок), «Трясина» (Мария); 1978: «Кот в мешке» (жительница деревни), «Пятое время года» (эп.); 1979: «Москва слезам не верит» (мать Николая); 1980: «Вечерний лабиринт» (посетительница ресторана), «Спасатель» (мать Ганина); 1981: «Брелок с секретом» (пассажирка), «Линия жизни», тв (секретарша), «Факты минувшего дня» (мать Гаврилова); 1982: «Домой!» (продавщица платка), «Кто стучится в дверь ко мне…» (зрительница в театре), «Не хочу быть взрослым» (хозяйка квартиры), «Профессия – следователь», тв (соседка); 1984: «Время желаний» (квартирная хозяйка), «Счастливая, Женька!» (больная); 1985: «Поездки на старом автомобиле» (билетерша в театре); 1986: «Верую в любовь» (Елена Ивановна), «В распутицу» (женщина на кладбище); 1987: «Отцы» (родственница); 1989: «Процесс» (жена Рунича); 1991: «Анна Карамазофф» (соседка), «Глухомань» (мать Звягинцева); 1993: «На Муромской дорожке» (эп.); 2000: «Зависть богов» (железнодорожница). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru