Усовниченко Павел Андреевич

Usovnitchenko-1Усовниченко Павел Андреевич
Родился 24 июня 1913 года.
Умер 23 января 1962 года.

Павел Усовниченко родился в Екатеринославе. Его отец Андрей Яковлевич Усовниченко работал литейщиком (умер в 1943 году). Мать Мария Ивановна Лебеденко занималась домашним хозяйством. Помимо Павла в их семье было ещё три сына. Старший, Николай (1908–?), стал артистом, участвовал в Великой Отечественной войне, получил ранение и последующие годы находился на инвалидности. Третий сын Григорий (1916–?) был офицером Советской армии. Младший, Анатолий, окончил художественную школу, работал педагогом в средней школе.

Возможно вдохновившись примером старшего брата Николая, Павел по окончании семилетней железнодорожной школы в 1929 году поступил в театральную студию при Днепропетровском украинском драматическом театре имени Т.Г. Шевченко, параллельно принимал участие в спектаклях Днепропетровского рабочего театра. Окончив студию в 1931 году, уехал работать во Вседонецкий ТЮЗ (Сталино–Ворошиловград). Играл роли классического репертуара, лирических героев, но в большей степени в его репертуаре преобладали героические персонажи и социальные герои, которым хорошо соответствовала его яркая актёрская индивидуальность. Среди ранних ролей Усовниченко: Черных («Рейд» А.Е. Корнейчука), пастор Льоренс («Штурм» А.Е. Корнейчука), Ирод Ивасенко («Винтовка № 492116» А.Е. Крона), Митрофан («Недоросль» Д.И. Фонвизина), Фома Егорович («Время, вперёд!» В.П. Катаева), дядя Яков («Детство» М. Горького) и другие.

В период работы во Вседонецком ТЮЗе относится первое знакомство Павла Усовниченко с кинематографом. В 1934-1935 гг. он снимался на «Украинфильме» в роли изобретателя Сашко в картине Николая Садковича и Льва Голуба «Половодье», посвящённой разоблачению индивидуализма среди комсомольцев. Фильм не понравился кинематографическому начальству, в угоду которому режиссёрами была сделана новая редакция, однако она не помогла спасти их детище. «Половодье» не было выпущено на экраны, соответственно и работу Усовниченко никто не увидел.

В 1935 году Павел Усовниченко был призван в ряды Красной армии, окончил школу младших командиров, проходил службу в должности командира приборного отделения. Демобилизовавшись в 1937 году, вернулся к актёрской деятельности. В сезон 1937/38 гг. играл в Саратовском театре для детей, затем, с 1937 по 1941 гг., в Архангельском театре имени А.С. Пушкина. Там он несколько расширил своё амплуа, добавив в репертуар, помимо социальных героев, характерные роли. Сыграл Жухрая в «Как закалялась сталь» Н.А. Островского, Семёна Котко в «Шёл солдат с фронта» В.П. Катаева, Мэро в «Созвездии Гончих Псов» К.Г. Паустовского, Ворона в «Снежной королеве» Е.Л. Шварца, Карла Моора в «Разбойниках» Ф. Шиллера, Никандра Мухоярова в «Правде – хорошо, а счастье – лучше» А.Н. Островского, Леандра в «Плутнях Скапена» Мольера и других персонажей.

В начале Великой Отечественной войны Павел Усовниченко ушёл на фронт, воевал на Волховском и Ленинградском фронтах в качестве командира взвода конной разведки, в мае 1942 года был ранен. За свои боевые заслуги награждён орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

После демобилизации в 1945 году Павел Андреевич вошёл в труппу Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, где использовался, на мой взгляд, достаточно однотипно, воплощая, в основном, образы социальных героев в пьесах советских авторов. За 16 лет сыграл несколько десятков ролей: Валько в «Молодой гвардии» А.А. Фадеева, Медведя в «Людях с чистой совестью» П.П. Вершигоры, Чепурнова в «Мирном утре» Е. Мина и А. Минчковского, Сковородникова в «Двух капитанах» В.А. Каверина и З. Юдкевича, Боллу и Боску в «Оводе» Э.Л. Войнич, Петренко в «Законе чести» А.П. Штейна, Мещерякова в «Кто виноват» Г.Д. Мдивани, Воронова в «Тайне вечной ночи» И.В. Луковского, Фёдора Матвеевича Дымченко в «Твоём личном деле» Е. Успенской, Анания Яковлева в «Горькой судьбине» А.Ф. Писемского, Хопрова в «Поднятой целине» М.А. Шолохова, Маслобоева в «Униженных и оскорблённых» Ф.М. Достоевского, Григория в «Любке-Любви» З. Дановской, Бондаря в «Якорной площади» И.В. Штока и других.

В кино Павел Усовниченко начал активно сниматься с 1955 года. Играл, как правило, людей в погонах, сильных, мужественных героев, наделял их благородством, решительностью, силой воли. Среди его лучших ролей: старший лейтенант Куприянов («Максим Перепелица»), Джузеппе («Овод»), Фёдор Жухрай («Павел Корчагин»), Алексей Антонович («Дорогой мой человек»), Сахаров («ЧП»), Былинкин («Золотой эшелон»), Проскуряков («Балтийское небо»).

К сожалению, Павел Андреевич прожил очень короткую жизнь, скончавшись в возрасте 48 лет, на самом творческом взлёте. Он не успел получить звание, не успел до конца реализоваться в профессии. Что с ним случилось, мне так и не удалось выяснить. Коллег, которые бы его помнили и вместе с ним работали, уже не осталось. О его личной жизни информации также фактически не сохранилось. Известно, что у него было два брака – с режиссёром Александрой Андреевной Маймескул и актрисой Зинаидой Николаевной Антоновой (1916–1984). С последней Усовниченко работал в Театре имени Ленинского комсомола, вместе они похоронены на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Фильмы и роли:

1935: «Половодье» (Сашко); 1940: «Танкер «Дербент»» (Карпушин); 1953: «Алеко» (цыган); 1955: «Максим Перепелица» (старший лейтенант Куприянов), «Мать» (Рыбин), «Овод» (Джузеппе); 1956: «Долина синих скал» (Назар Гирчак), «Мальва» (Василий), «Павел Корчагин» (Федор Жухрай); 1957: «Конец Чирвы-козыря» (Григорий Дударь), «Партизанская искра» (Владимир Моргуненко); 1958: «Военная тайна» (Гитаевич), «Город зажигает огни» (Хохряков), «Дорогой мой человек» (Алексей Антонович), «Кочубей» (Кандыбин), «ЧП» (Сахаров); 1959: «Золотой эшелон» (Былинкин), «Любой ценой» (Степан Андреевич); 1960: «Тайна Димки Кармия» (Йосип Кармий); 1960-1961: «Балтийское небо» (Проскуряков); 1961: «Девчонка, с которой я дружил» (Зернов).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru