Вечёслов Сергей МихайловичВечёслов Сергей Михайлович Сергей Вечёслов родился в Москве в семье Михаила Андреевича Мешкова (умер в 1906 году) и Анны Викторовны Кружининой, выходцев из мещанского сословия. В 1911 году Сергей поступил в реальное училище, во время учёбы в котором увлёкся драматическом искусством и решил посвятить себя сцене. Выйдя из стен училища, в 1918 году Вечёслов, выдержав конкурс, стал воспитанником школы Малого театра на курсе Фёдора Николаевича Каверина, обучался у него вплоть до 1923 года. На основе этого выпуска Каверин организовал театр-студию при Малом театре (позднее – Государственный новый театр, Театр п/р Ф.Н. Каверина), где Вечёслов занял положение одного из ведущих актёров. Играл он там самые разнообразные роли – от героев-любовников до комедийных и трагических ролей. С годами он сформировался в интересного, глубокого актёра, в своей игре сочетавшего предельный драматизм, глубину чувств, острую характерность. Среди его лучших ролей на сцене театра Каверина: Уриэль Акоста в одноимённой пьесе К.Ф. Гуцкова, Незнамов в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Тони в «Ночи ошибок» О. Голдсмита, Эрик в «Киноромане» Г. Кайзера и другие. Параллельно Вечёслов занимался режиссёрской и педагогической деятельностью, руководил художественной самодеятельностью клуба Перовского вагоноремонтного завода. В период Великой Отечественной войны вместе с театром обслуживал лётную школу имени В.П. Чкалова в Борисоглебске и заводы города Электросталь Московской области. В 1943 году, незадолго до того, как Театр под руководством Фёдора Каверина прекратил своё существование, Сергей Михайлович по приглашению Николая Павловича Охлопкова перешёл в руководимый им Московский театр драмы (с 1954 года – Театр имени Вл. Маяковского), но занял там уже менее выигрышное положение. И всё же, Охлопков, давно мечтавший поставить «Гамлета» В. Шекспира, доверил Вечёслову главную роль, которую, в итоге, он так и не сыграл. В 1946 году вышло печально известное постановление ЦК ВКП(б) «О репертуре драматических театров…», фактически наложившее запрет на постановку пьес «буржуазных зарубежных драматургов». И наполовину сделанный спектакль был закрыт. Это обстоятельство сильно надломило артиста, но без ролей он не остался. Режиссёр дал ему возможность выйти на сцену Горацием Гидденсом в «Лисичках» Л. Хеллман, Юлиусом Фучиком в пьесе Ю.А. Буряковского «Прага остаётся моей» и других спектаклях. Когда же вначале 1950-х представилась возможность продолжить работу над «Гамлетом», Вечёслов был уже не в лучшем физическом состоянии и не смог сыграть заветную роль. В итоге, образ Принца Датского с успехом воплотил Евгений Самойлов, получив множество хвалебных отзывов. В кино Сергей Вечёслов снимался с 1934 года, где, так же, как и в театре, играл неординарных героев со сложным внутренним миром. Среди них: изобретатель Джим Рипль в «Гибели сенсации», офицер Алексей Леонтьев в «Последней ночи», американец Гарви в «Секретной миссии». Роль в последней картине была отмечена в 1951 году Сталинской премией I степени и стала одной из лучших в кинобиографии актёра. Уйдя из театра в 1959 году, Сергей Михайлович по профессии больше не работал. Скончался на 63-м году жизни. Похоронен на Донском кладбище. Сергей Вечёслов был дважды женат. Первая его супруга – актриса Ирина Витольдовна Полонская (1906–1986). Вторая – Ольга Александровна Шварева. Фильмы и роли: 1934: «Мечтатели» (Андрей Волынцев); 1935: «Гибель сенсации» (Джим Рипль); 1936: «Последняя ночь» (Алексей Леонтьев); 1938: «Друзья из табора», к/м (Можаев); 1950: «Секретная миссия» (Гарви); 1952: «Композитор Глинка» (В.Ф. Одоевский); 1956: «Урок истории» (Тайхерти); 1958: «Чудотворец из Бирюлёва», к/м (Иван Иванович); 1959: «Сверстницы» (Алексей Аркадьевич, председатель экзаменационной комиссии). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru