Вербицкий Анатолий ВсеволодовичВербицкий Анатолий Всеволодович Анатолий Вербицкий родился в Москве в театральной семье. Его отец Всеволод Алексеевич Вербицкий (1896–1951) был артистом МХАТа, а родной дядя, брат матери – ведущий актёр этого же театра Павел Владимирович Массальский (1904–1979). Будучи десятиклассником, Анатолий в первую осень войны начал работать во МХАТе, эвакуированном в Саратов – сначала в столярных мастерских, а потом как участник массовых сцен в спектаклях «Царь Фёдор Иоаннович», «Анна Каренина» и «Кремлёвские куранты». В 1943 году была организована Школа-студия при МХАТе, и Вербицкий стал студентом её первого набора, одновременно продолжая выходить на сцену театра. В 1947 году, закончив школу-студию, Анатолий Всеволодович вошёл в труппу МХАТа имени М. Горького и оставался там до конца жизни. Анатолий Вербицкий обладал превосходными внешними данными и прекрасным голосом, чем неизменно пользовались режиссёры, не давая ему по-настоящему стоящего материала, способствующего творческому развитию актёра. Среди ранних театральных работ Вербицкого: Уолтер Гэй («Домби и сын» Ч. Диккенса), Нил («Мещане» М. Горького), Тимур («Залп «Авроры»» М.В. Большинцова и М.Э. Чиаурели), Поповский («Ломоносов» В.В. Иванова) и другие. Только лишь в середине 1950-х годов в репертуар Вербицкого вошли роли, достойные таланта актёра: граф Орсино («Двенадцатая ночь» В. Шекспира), Дантес («Последние дни» М.А. Булгакова), Паншин («Дворянское гнездо» И.С. Тургенева), Вронский («Анна Каренина» Л.Н. Толстого), Алёша («Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского). Дебют в кино Анатолия Вербицкого состоялся в 1949 году в героическом фильме «Звезда», где актёр сыграл Травкина. Но настоящая слава пришла к Вербицкому после исполнения роли Печорина в фильме «Княжна Мери», к которой как нельзя лучше подошли талант и внешние данные актёра. После этого последовало приглашение Вербицкого в Голливуд, но «решение сверху» не дало этому осуществиться. К сожалению, Печорин остался единственной звёздной киноролью Вербицкого. Последующие работы актёра в кино были уже не так интересны и не стали художественным событием. А в театре последней удачей Анатолия Всеволодовича стал Гриша Незнамов в «Без вины виноватых», премьера которых состоялась в 1963 году. Приход во МХАТ Олега Ефремова, приведшего в театр свою команду, оставил всякие надежды актёра на новые интересные работы. После 1970 года им были сыграны всего три роли – Цезарь Плошицер («Обратный отсчет» Е.Г. Рамзина), Абас-Кули-ага и Николай Павлович («Медная бабушка» Л.Г. Зорина). 4 июля 1977 года «театр уезжал на летние гастроли… Вербицкий приехал в аэропорт, но почему-то решил не ехать на гастроли, вернулся домой… По всему пространству квартиры разложил записки, бережно написанные от руки, со стихами любимых поэтов». Анатолий Всеволодович покончил с собой. Был женат на актрисе МХАТа Луизе Александровне Кошуковой (1925-2006). Использованы материалы статьи Павла Тихомирова «Незамеченная смерть». Фильмы и роли: 1949: «Звезда» (Травкин); 1952: «Римский-Корсаков» (Михайлов); 1954: «Командир корабля» (капитан III ранга Светов); 1955: «Княжна Мери» (Печорин); 1956: «Долина синих скал» (Василий); 1961: «Годы девичьи» (в сценах из спектакля «Анна Каренина»); 1962: «Двое в степи» (офицер в штабе); 1964: «Сумка, полная сердец» (Андрей); 1966: «Их знали только в лицо» (Дель Сарто); 1967: «Щит и меч» (Герд); 1968: «Замок герцога Синей Бороды», тв (молодой герцог Синяя Борода); 1969: «Цветы запоздалые» (адвокат); 1972: «Нахлебник», тв (Елецкий); 1974: «Блокада» (Кузнецов Николай). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru