Владиславский Владимир Андреевич

Vladislavsky1Владиславский Владимир Андреевич

Народный артист СССР (1967)

Родился 1 (13) июня 1891 года.
Умер 5 октября 1970 года.

Владимир Владиславский (настоящее имя – Владимир Яковлевич Ельник) родился селе Демиевка Киевской губернии. Его отец Яков Владимирович Ельник (1867–1930) служил наборщиком в типографии. Мать Анна Наумовна Бейлин (1860–?) занималась домашним хозяйством. В 1901 году все они переехали в Киев, где Яков Владимирович устроился работать в типографию Розета.

Детство Владимира проходило под неусыпным контролем мамы, развивавшей своего отпрыска, готовившей его к поступлению в гимназию. С раннего возраста у него обнаружились художественные способности, поэтому по достижении четырнадцати лет в семье было принято решение отдать Владимира на обучение в Киевскую художественную школу живописи. Там он проучился недолго, поскольку в 1906 году перешёл во вновь созданную частную мужскую гимназию А.И. Степовича и окончил её в 1911-м.

Ни о какой актёрской деятельности вчерашний гимназист тогда и не думал. Нужно было подыскать что-то более серьёзное и основательное, и его выбор пал на юридический факультет Одесского университета. Однако, правоведа из него всё-таки не вышло. Страсть к искусству и сцене переселили в нём стремление занять прочное положение в обществе. Прямо с университетской скамьи он в 1912 году поступил актёром в частную антрепризу Басманова, и это стало началом его большого актёрского пути. Тогда же, для благозвучия, начинающий артист сменил свои отчество и фамилию и стал именоваться Владимиром Андреевичем Владиславским.

За последовавшие тринадцать лет, с 1912 по 1925 годы, Владиславский прошёл хорошую актёрскую школу, поработав в целом ряде антреприз в разных городах Украины и России: Киеве, Полтаве, Владикавказе, Ростове, Житомире и Харькове. Среди них были антрепризы Н.Д. Красова, О.П. Зарайской, театральное товарищество Н.Н. Синельникова и другие.

В 1925 году пути-дороги привели Владимира Владиславского в Москву, где он окончательно обосновался. Начинал с Театра имени МГСПС (будущего Театра имени Моссовета) и Государственного театра имени Вс. Мейерхольда, затем семь сезонов служил в Московском драматическом театре (бывшего Корша). Там он обрёл себе имя и репутацию интересного характерного актёра. К этому же времени относятся первые небольшие появления актёра на киноэкране. Два из них случились в фильмах Константина Эггерта. Тогда очень известный актёр и режиссёр позвал Владиславского в свои фильмы «Медвежья свадьба» и «Хромой барин». Но всё это были лишь пробы пера. Интересные роли в кино придут к нему гораздо позднее.

1 февраля 1933 года Владимир Владиславский был принят в труппу Малого театра, в котором оставался до конца жизни. Этот коллектив развил его разносторонний талант до совершенства. Он был одинаково хорош в классических и советских пьесах, играл характерно-комедийные и трагикомические роли. Начинал с образа Финка в «Дипломе» А.Я. Бруштейн и Б.В. Зона, затем последовали Захар Бардин («Враги» М. Горького), Земляника и Хлопов («Ревизор» Н.В. Гоголя), Загорецкий («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Расплюев («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина), аббат Крюшо («Евгения Гранде» О. де Бальзака), мистер Дулиттл («Пигмалион» Б. Шоу), лорд Авгус («Веер леди Уиндермиер» О. Уайльда), Вильхельм Фулдал («Господин Боркман» Г. Ибсена) и другие. Ну и, конечно же, многочисленные образы в пьесах А.Н. Островского: Чугунов («Волки и овцы»), Голутвин и Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Кнуров («Бесприданница»), Юсов («Доходное место»), Ризположенский («Свои люди – сочтемся») и другие.

Параллельно с 1937 года Владиславский начал активно сниматься в кино. Как и в театре, здесь ему предлагались самые разные роли, большинство из которых были далеко не положительные. Первой заметной киноработой актёра стал филёр Казимир Петрович в «Якове Свердлове», сыгранный им в острохарактерной манере. Потом были интересные образы судьи Демьяна Демьяныча в «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», доктора Кондрашкина в чеховской «Свадьбе», бакалейщика Иоганна Краусса в «Человеке № 217», академика Писаревского в «Суде чести», генерала Мак Дермота во «Встрече на Эльбе». Но самыми известными и любимыми зрителем по сегодняшнее время остаются его роли в фильмах «Анна на шее» и «Операция “ы” и другие приключения Шурика». В первом из них Владиславский сыграл скупердяя, надворного советника Модеста Петровича, выслуживающегося перед Князем. Во втором – занимающегося махинациями директора торговой базы Петухова. Оба образа, совершенно разные по характеру и стилю исполнения, безусловно, стали наиболее яркими в фильмографии актёра.

Владимир Андреевич был трижды женат. Первый раз он женился совсем ещё молодым человеком, но этот брак оказался недолгим. Второй его супругой была артистка Малого театра Вера Аркадьевна Слободинская (1904–1974). Третьей женой Владиславского стала другая артистка Малого театра – Павла Захаровна Богатыренко (1907–1979). Актёр воспитывал её сына от первого брака Юрия Михайловича Богатыренко, ставшего впоследствии режиссёром Центрального телевидения.

Похоронен Владимир Владиславский на Новодевичьем кладбище.

Фильмы и роли:

1920: «Всё для фронта» (буржуй); 1926: «Машинист Ухтомский» (шпик), «Медвежья свадьба» (генерал); 1927: «Солистка его величества» (балетмейстер); 1928: «Хромой барин» (Кондрашка, приживал); 1937: «Ленин в Октябре» (Карнаухов, эсер); 1940: «Яков Свердлов» (Казимир Петрович, филёр); 1941: «БКС № 7. Элексир бодрости» (немецкий офицер), «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (Демьян Демьяныч, судья), «Романтики» (Иван Павлович, доктор); 1944: «Свадьба» (Кондрашкин, доктор); 1944: «Человек № 217» (Иоганн Краус); 1946: «Адмирал Нахимов» (капитан Лавров), «Глинка» (Виельгорский); 1948: «Путь славы» (кладовщик), «Суд чести» (Писаревский, академик); 1949: «Встреча на Эльбе» (Мак Дермот); 1950: «Далеко от Москвы» (Либерман), «Заговор обречённых» (Брозович, югославский посол); 1951: «Спортивная честь» (английский советник); 1952: «Волки и овцы» (Чугунов), «На всякого мудреца довольно простоты» (Мамаев); 1954: «Анна на шее» (Модест Алексеевич); 1955: «Пигмалион» (Альфред Дулитл); 1957: «Ночной патруль» (Волобуев); 1958: «Жених с того света» (психиатр), «Иван Бровкин на целине» (продавец), «Пигмалион» (Альфред Дулитл); 1960: «Евгения Гранде» (аббат); 1964: «Товарищ Арсений» (профессор-экзаменатор); 1965: «Операция “ы” и другие приключения Шурика» (Петухов, директор торговой базы).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru