Водяницкая Галина Владимировна

Vodyanitskaya1Водяницкая Галина Владимировна

Родилась 13 (26) августа 1918 года.
Умерла 13 июня 2007 года.

Галина Водяницкая родилась в Харькове в семье гидробиологов. Её отец Владимир Алексеевич Водяницкий (1893–1971), выходец из дворян, рождённый полтавской помещицей из старинного грузинского рода Герсинашвили. Он окончил естественное отделение Харьковского университета, преподавал в Новороссийском педагогическом университете, был заведующим Новороссийской биологической станции, а затем в течение сорока лет руководил Институтом биологии Южных морей в Севастополе. В наследство всем гидробиологам осталась написанная им книга «Записки натуралиста», которая была издана в 1975 году, уже после его кончины. Владимир Алексеевич в 1915 году выбрал в жёны Нину Васильевну Морозову (1893–1954), дочь харьковского купца. Она окончила Высшие женские курсы при Харьковском университете, затем его естественное отделение, была соратницей своего супруга, только с противоположным направлением: она занималась альгологией, а он – зоологией. Впоследствии оба стали докторами наук, профессорами (Владимир Алексеевич был ещё членом-корреспондентом Академии наук). В 1916 году в их семье родилась дочь Вероника, а через два года – Галина.

Обе сестры интересовались работой своих родителей. Галина вместе с ними плавала на научном судне «Александр Ковалевский» в качестве лаборантки, но главным для неё, как ребёнка, оставалось другое – общение с сверстниками, занятия спортом. Также она очень любила музыку, вкус к которой переняла от родителей. Несмотря на далёкую от искусства деятельность, они были очень музыкальны. Нина Васильевна хорошо играла на рояле, а Владимир Алексеевич пел под её аккомпанемент красивым баритоном. Всё это послужило для старшей дочери Вероники стимулом поступить в Ленинградскую консерваторию, которую она окончила и затем работала при ней в оперной студии, пела прекрасным меццо-сопрано.

В 1934 году состоялось первое знакомство Галины Водяницкой с кинематографом. Тогда на севастопольском берегу проходили съёмки фильма «Сокровище погибшего корабля» с Николаем Баталовым в главной роли. Режиссёру Владимиру Брауну для одной из сцен нужны были хорошо плавающие девушки, в число которых попала юная Галина. Себя она потом на экране не увидела, но воспоминания об этих моментах глубоко запали ей в душу. Уже тогда у Водяницкой возникло смутное желание стать артисткой, но она не решалась его озвучить, поскольку родители мечтали увидеть её продолжательницей их дела. Чтобы не огорчать своих близких, по окончании школы Галина поступила на биологический факультет Московского университета, потом перевелась на физический. Одновременно с учёбой она активно занималась плаванием, получила разряд, участвовала во всех студенческих соревнованиях. Тогда же у неё случился роман со старшекурсником Юрием Зайчиковым (1914–2007), оказавшимся сыном известного в тот период актёра Василия Зайчикова. Они поженились и прожили несколько лет. Возможно, именно общение со свёкром ещё больше укрепило в Водяницкой стремление выучиться на актрису. В 1939 году она всерьёз стала готовиться к поступлению в театральный вуз и поступила – только в кинематографический. Галину сразу же после первого тура зачислили на актёрский факультет ВГИКа на курс Иосифа Матвеевича Рапапорта и Веры Константиновны Львовой, который многие не окончили. Большинство юношей этого набора призвали тогда на финскую войну, а потом и на Великую Отечественную.

В 1941-м институт эвакуировался в Алма-Ату. Туда же отправилась и Водяницкая вместе с подругой, однокурсницей Ниной Мазаевой. Там они узнали, что их мастерская перешла от Рапопорта и Львовой к замечательным педагогам Борису Владимировичу Бибикову и Ольге Ивановне Пыжовой, воспитавшим в будущем целую плеяду замечательных артистов. Именно в период учёбы в Алма-Ате Галине Водяницкой поступило предложение сыграть роль Зои Космодемьянской в фильме Лео Арнштама. А помог ей в этом случай. После перенесённого брюшного тифа она была коротко остриженная, бледная, похудевшая, и в таком виде попалась на глаза ассистентке Арнштама, нашедшей в ней сходство с реальной Зоей. Таким образом Водяницкая сыграла роль юной партизанки, принесшей ей небывалую популярность. Фильм вышел в ноябре 1944 года и с триумфом прошёл по экранам Советского Союза. За эту работу начинающая актриса удостоилась Сталинской премии первой степени, а в 1946 году в составе советской делегации оказалась на первом Международном кинофестивале в Каннах. Там она попала в число номинанток на лучшую женскую роль вместе с Ингрид Бергман, но устроители по политическим соображениям отдали награду французской актрисе Мишель Морган.

Фильм «Зоя» не только сделал Галину Водяницкую узнаваемой на весь Союз актрисой, но и познакомил со вторым супругом. Во время показа готовой картины ленинградским кинематографистам она встретилась с одним из Братьев Васильевых – Сергеем Дмитриевичем Васильевым (1900–1959), спустя несколько лет ставшим её мужем. Параллельно Водяницкая начала театральную карьеру, поступив в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола. В знаменитом коллективе под руководством Ивана Николаевича Берсенева ей достались две роли в пьесах К.М. Симонова – Ольга в «Так и будет» и Маша в «Под каштанами Праги», но играть их ей пришлось совсем недолго. Братья Васильевы в 1945 году на «Ленфильме» приступали к экранизации «Пиковой дамы» А.С. Пушкина и на роль Лизы утвердили Водяницкую. Упускать такую работу, где её партнёрами должны были стать Бруно Фрейндлих (Герман) и Серафима Бирман (Графиня), она не хотела, поэтому оставила театр ради съёмок в кино. К сожалению, фильм не состоялся, но остались интересные фотопробы, по которым можно судить о представлении Васильевыми пушкинских героев.

Не смотря на успех «Зои», актёрская карьера Галины Водяницкой застопорилась. Предложения от режиссёров она получала, но фильмы, в которые её утверждали, закрывались один за другим. В 1949 году, чтобы не разлучаться с мужем Сергеем Васильевым, она переехала в Ленинград, поступила в штат «Ленфильма», но и там столкнулась с похожей ситуацией. Наконец, в 1951 году Васильев запустился с картиной «Наши песни» с Водяницкой в главной женской роли, но она, наполовину отснятая, тоже была остановлена и положена на полку. Чтобы не терять творческую форму, Водяницкая поступила в Ленинградский театр Комедии, играла там Лидию в «Бешеных деньгах» А.Н. Островского. Васильев же в это время разрабатывал замысел постановки «Войны и мира» Л.Н. Толстого, который после рассмотрения Комитетом по делам кинематографии при СНК СССР был отклонён. Потерпев очередную неудачу, Васильев заработал инфаркт, а Водяницкая окончательно ушла из театра, чтобы неотлучно быть рядом с мужем.

Все эти драматические события происходили, когда уже у Васильева и Водяницкой росла дочь Татьяна, появившаяся на свет в 1950-м. Маленькая крошка помогала им держаться в строю, не падать духом. Когда же в 1952 году Сергею Дмитриевичу предложили выехать в Болгарию для работы консультантом по вопросам кинематографа, он, не задумываясь, согласился и отправился туда вместе с семейством. В Софии их поселили на шикарной вилле, где они жили на протяжении трёх лет. В Болгарии Васильев поставил фильм «Герои Шипки», получивший приз за лучшую режиссуру на восьмом Международном кинофестивале в Каннах.

В 1955 году Галина Водяницкая и Сергей Васильев вернулись на родину. Сергей Дмитриевич фактически сразу занял должность директора киностудии «Ленфильм». Галина Владимировна сыграла главную роль в картине из деревенской жизни «Крутые Горки», потом была утверждена на роль американской журналистки Луизы Брайант в новой постановке мужа «В дни Октября». Фильм снимался к сорокалетию Октябрьской революции и после выхода на экран не стал выдающимся событием. Вскоре после его премьеры Васильев и Водяницкая переехали в Москву. Режиссёр хотел заняться преподаванием во ВГИКе, но его планам не суждено было сбыться. В столице он заработал воспаление лёгких, перенёс очередной инфаркт и скончался в возрасте 59 лет.

Потеряв супруга, Галина Водяницкая поступила в актёрский штат Киностудии имени М. Горького. Она прекрасно осознавала, что после «Зои» прошли годы, как актриса она может быть не востребованна, поэтому решила изменить направление творческой деятельности и заняться дублированием иностранных фильмов на русский язык. Она стала режиссёром дубляжа и работала в этом качестве на протяжении тридцати лет. Водяницкая не только сама состоялась в данном ремесле, но и сумела воспитать прекрасную когорту продолжателей её дела.

Ещё на «Ленфильме» Галина Владимировна познакомилась с молодым актёром Владиславом Ковальковым (1934–2003), который, не смотря на большую разницу в возрасте, смог покорить её сердце. Из Ленинграда он перевёлся на Киностудию имени М. Горького, много работал на дубляже, но их семейная жизнь продлилась совсем недолго. Как супруги они расстались, но продолжали встречаться в работе по дублированию фильмов.

В 1970 году Галина Владимировна, будучи в поликлинике, случайно встретилась с Лео Оскаровичем Арнштамом (1905–1979), благодаря которому она когда-то стала знаменитой на весь Советский Союз. Они начали общаться и затем расписались. Лео Оскарович был уже не здоров, как режиссёр не работал, поэтому встреча с Галиной Водяницкой стала для него настоящим подарком судьбы. Вместе они прожили до самой его смерти.

В 1971 году актриса неожиданно получила приглашение от Эмиля Лотяну сыграть Лянку в старости в его картине «Лаутары». Актрисе пришлось сниматься верхом на лошади, но это испытание она с гордостью преодолела. Фильм вышел на экраны в 1973 году, получил несколько призов на международных кинофестивалях, но это никаким образом не повлияло на востребованность Водяницкой как актрисы. Больше в кино она не снималась.

С развалом Советского Союза и отечественного кинопроката Галина Водяницкая осталась не у дел. В 1992 году она уволилась с Киностудии имени М. Горького и отныне занималась исключительно семьёй, встречалась с немногочисленными подругами. Дочь Татьяна к тому моменту окончила режиссёрский факультет ВГИКа, работала редактором в информационном отделе «Мосфильма». Когда же в 1990-е годы она на несколько лет уезжала в Великобританию, Галина Владимировна неоднократно её навещала, подолгу у неё гостила, занималась внуками. Человеком она была малообщительным, очень ответственным, целеустремлённым. Сама водила автомобиль, ездила на дачу, любила копаться в огороде.

Новый виток интереса к Галине Водяницкой возник в 2000-е годы, когда стали вспоминать некогда известных персон. Большое, содержательное интервью с ней вышло на радио, интересный материал был опубликован в майском номере журнала «Elle» за 2005 год. К сожалению, время Галины Владимировны нещадно уходило. 13 июня 2007 года её не стало. Прах актрисы был захоронен в могилу второго мужа Сергея Васильева на Новодевичьем кладбище.

Фильмы и роли:

1941: «Мы ждем вас с победой» (девушка); 1944: «Зоя» (Зоя Космодемьянская); 1951: «Наши песни», не завершён (Баженова); 1956: «Крутые Горки» (Анна Горелова); 1957: «Его время придет» (Анна Шерер); 1958: «В дни Октября» (Луиза Брайант); 1963: «Письмо» (женщина); 1964: «Лёгкая жизнь» (учительница); 1971: «Лаутары» (Лянка в старости).

Фотографии из личного архива Галины Водяницкой

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru