Волков Михаил ДавидовичВолков (Вильф) Михаил Давидович Михаил Волков (настоящая фамилия – Вильф) родился в городе Проскурове (ныне – Хмельницкий) Хмельницкой области. Его отец Давид Александрович в предвоенные годы работал в НКВД, после войны – социальный служащий. Мать Анна Моисеевна была фармацевтом. Родители мечтали, чтобы их сын стал медиком, но Михаила интересовал театр. По окончании школы он поступил на актёрский факультет Киевского института театрального искусства имени И.К. Карпенко-Карого, закончил его в 1954 году и был принят в труппу Николаевского областного театра имени Т.Г. Шевченко. Отработав там два сезона, Волков в 1956 году перешёл в Киевский ТЮЗ. В 1961 году на гастроли в Киев приезжал Ленинградский БДТ имени М. Горького. Побывав на спектаклях театра, Михаил Давидович загорелся желанием работать в его труппе. Он показался главному режиссёру БДТ Георгию Товстоногову и произвёл на него хорошее впечатление. Товстоногов в тот момент как раз искал исполнителя на роль Чацкого и решил попробовать в этом образе Волкова. Состоялся худсовет, в результате которого кандидатура актёра была утверждена. В 1961 году вместе с женой и годовалой дочкой Михаил Волков переехал в Ленинград. Но ожидаемое счастливое продолжение его актёрской карьеры в северной столице было омрачено. После нескольких репетиций роли Чацкого, стало понятно, что актёр говорил с украинским акцентом, и по этой причине его вскоре сняли с роли. Тяжело переживая свою неудачу, Волков попросил Товстоногова дать ему возможность играть в очередь с Кириллом Лавровым роль Молчалина. Режиссёр согласился и, в итоге, эта работа стала одной из лучших его ролей в БДТ. В прессе появились хвалебные отзывы, отмечающие хорошие актёрские способности Волкова (например, в журнале «Театр»). Роль Молчалина открыла дорогу актёру к другим интересным работам. В частности, сыгранная вскоре роль Евдокимова в спектакле «Сто четыре страницы про любовь» Э.С. Радзинского закрепила успех Волкова у зрителей. Не за горами оказалось и приглашение в кино. Режиссёр Виллен Азаров утвердил актёра на главную роль в кинотрилогию «Путь в “Сатурн”», «Конец “Сатурна”» и «Бой после победы», ставшую самой значимой в кинобиографии Михаила Волкова. В образе советского разведчика Сергея Крылова Волков оказался очень органичен и достоверен, в нём слились его природная мужественность, спокойная ненавязчивая манера игры, способность к внутреннему психологическому рисунку. В результате Крылов получился не надуманным шаблонным образом, а очень живым и естественным. После роли советского разведчика у Михаила Волкова в кино были ещё несколько интересных работ, такие, как князь Сергей Тихвинский («Достояние республики»), Рудаков («Командир счастливой «Щуки”»), Шефер («Крах инженера Гарина»), Шутин («Выстрел в спину»), Гутман («Кольцо из Амстердама»), но в большинстве случаев режиссёры, в основном, использовали его внешние данные, удачно подходившие для героев остросюжетных фильмов. Дальнейшая судьба Михаила Волкова в БДТ складывалось непросто. Его отношения с Товстоноговым были весьма напряжёнными, из-за чего он не всегда получал те роли, которые бы ему хотелось играть. Но среди них, всё же, случались удачи, характеризовавшие Волкова как интересного разнопланового артиста. На сцене БДТ им были сыграны: Кирилл («Моя старшая сестра» А.М. Володина), Чарльз Говард («Четвёртый» К.М. Симонова), Федотик («Три сестры» А.П. Чехова), Уолтер Франк («Цена» А. Миллера), архиепископ Йоркский («Король Генрих IV» В. Шекспира), Викентий Михайлович Воробьёв («Беспокойная старость» Л.Н. Рахманова), Шпекин («Ревизор» Н.В. Гоголя), маркиз Д’Орсиньи («Мольер» М.А. Булгакова), Чернявый («Энергичные люди» В.М. Шукшина), Милый («История лошади» Л.Н. Толстого), Олег Павлович («Жестокие игры» А.Н. Арбузова), Натэниел Уинкль («Пиквикский клуб» Ч. Диккенса), Варравин («Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина), Сенатор-конь («Театр времён Нерона и Сенеки» Э.С. Радзинского) и другие роли. Волков также получал приглашения работать в других театрах. Например, Анатолий Эфрос звал его в Театр на Малой Бронной, Галина Волчек предлагала играть в «Современнике», но Волков до конца жизни оставался верен БДТ. В жизни Михаил Давидович был безотказным и доверчивым, из-за чего его в театре прозвали «Бемби». Следил за собой, каждое утро делал зарядку, не пил, не курил, был вегетарианцем. В работе проявлял упрямство и упорство, отстаивал свою точку зрения. Дружил с Вадимом Медведевым и Валентиной Ковель, хорошие отношения поддерживал с Олегом Басилашвили. Был прекрасным семьянином, добытчиком для своей семьи. Его жена Боровикова Алла Павловна (1931–2015) работала редактором отдела постановок Ленинградского телевидения. Дочь окончила английское отделение ЛГУ, работала в журнале «Звезда». В 1996 году Михаила Волкова постигла болезнь Альцгеймера, сделавшая его совершенно недееспособным. Со слов Аллы Павловны, вдовы актёра, в театре почти не интересовались состоянием здоровья Волкова, а последние несколько лет ему вообще никто не звонил. Обиженный артист, чувствуя свой скорый уход, попросил жену не устраивать панихиду в театре, что она и сделала. На похороны от БДТ пришли только Кирилл Лавров и Георгий Штиль. Похоронили Михаила Давидовича на кладбище города Пушкина в Царском селе. Фильмы и роли: 1963: «Рембрандт», тв (Флинк); 1964: «Совесть не прощает», тв (Нияз); 1965: «Обломов», тв (Штольц), «Страх и отчаяние в Третьей империи», тв (Таллингер); 1967: «Путь в “Сатурн”» и «Конец “Сатурна”» (Сергей Крылов); 1968: «Пассажир с “Экватора”» (Филипп Ключик); 1969: «Вам!», тв (от Автора и от лица Поэта), «Правду! Ничего, кроме правды!», тв (Джон Кеннеди); 1970: «До востребования», тв (Самсонов), «Крушение империи» (Керенский), «Переступи порог» (ректор), «Семья Коцюбинских» (Керенский); 1971: «Бой после победы» (Сергей Крылов), «Достояние республики» (князь Сергей Тихвинский), «Ночь на 14-й параллели» (издатель), «Фиеста», тв (Джейк Барнс); 1972: «Командир счастливой “Щуки”» (Рудаков); 1973: «Крах инженера Гарина», тв (Шефер), «Хроника одной репетиции», тв (Евдокимов); 1975: «Тайна горного подземелья» (папа); 1980: «Выстрел в спину» (Шутин), «Кодовое название “Южный гром”», тв (Данилов); 1981: «Кольцо из Амстердама» (Гутман); 1983: «Смерть Тарелкина», тв (Варравин); 1989: «Энергичные люди», тв (Чернявый), «История лошади», тв (Бобринский, Милый и офицер); 1991: «Привал странников» (генерал Родионов). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru