Волков Вячеслав ЛеонидовичВолков Вячеслав Леонидович Вячеслав Волков родился в Царицыне Саратовской губернии. Его отец Леонид Иванович Волков (1875–1942) в предреволюционные годы служил приказчиком, затем занимался торговой деятельностью, работал в различных учреждениях. В период Великой Отечественной войны Леонид Иванович погиб в Сталинграде от рук фашистских захватчиков. Мать Анна Ивановна Петрухонова (1886–не ранее 1950) трудилась портнихой. Помимо Вячеслава в их семье было двое сыновей и дочь. Вячеслав по окончании Единой трудовой школы в 1925 году сразу начал актёрскую деятельность. Свои первые шаги он сделал на сцене передвижного театрального коллектива в Острогожске, затем по одному сезону играл в театрах Астрахани, Сталинграда, Ярославля, Балашова, Вольска (за исключением периода с апреля по сентябрь 1927 года, когда находился без работы). В сентябре 1929 года Вячеслав Волков был призван в ряды РККА, проходил службу во 2-м Ленинградском полку связи. В 1930-м, узнав, что Ленинградский техникум сценических искусств проводит набор на киноотделение, он, с разрешения командования, держал вступительные экзамены и успешно поступил. В течение года Волков совмещал службу в армии с учёбой, а после демобилизации в сентябре 1931 года целиком сосредоточился на постижении основ мастерства киноактёра. Примечательно, что в сохранившихся официальных документах имя Вячеслава Волкова среди студентов не значится (есть некто Сухобоков В.Л., но он ли это, неизвестно). Тем не мене сам актёр указывал, что он окончил техникум в 1933 году и был принят в актёрский штат кинофабрики «Союзфильм» (будущий «Ленфильм»). Без отрыва от производства он продолжил обучение на драматическом отделении того же учебного заведения, получив диплом артиста драмы в 1935 году (в списках выпускников его имя также не указано). В 1933 году Вячеслав Волков впервые появился на экране в эпизодической роли фильма «Частный случай», а в 1934-м сыграл свою самую известную роль – комбрига Елань в культовом фильме Братьев Васильевых «Чапаев». Сцен с его участием было немного, но актёр смог запомниться, благодаря хорошей органике и залихватскому куражу. В 1930-е годы он продолжил сниматься, но играл исключительно роли второго плана и эпизоды. Среди них: станичный старшина («Пугачёв»), Трифонов-сын («На границе»), Андрей Бахманов («Случай на полустанке»). С 1935 года Вячеслав Волков по совместительству начал играть на сцене Ленинградского ТРАМа, который через год был объединён с Красным театром и получил новое название – Театр имени Ленинского комсомола. Здесь, в отличие от кино, ему доставались интересные роди, в которых был заложен хороший драматургический материал. Им были сыграны Чебаков в «Женитьбе Бальзаминова» А.Н. Островского, Сторожев в «Земле» Н.Е. Вирты, Соколов в «Тане» А.Н. Арбузова. В начале Великой Отечественной войны Вячеслав Леонидович добровольцем ушёл в Красную армию. С июля по ноябрь 1941 года служил в 773-м отдельном батальоне связи Ленинградского фронта, затем – в 225-м стрелковом полку конвойных войск НКВД (с 1944 года – в должности начальника клуба). За свои боевые заслуги Волков был награждён медалями «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». После демобилизации в октябре 1946 года Вячеслав Волков вернулся на «Ленфильм», но дальнейшая карьера в кино у него не сложилась. Задействовали актёра лишь в крохотных, бессловесных эпизодах, не упоминаемых в титрах. Такое положение не могло его устраивать, поэтому, когда в 1948 году на киностудии прошло сокращение актёрского штата, Волков перешёл на драматическую сцену. Его взял в свою труппу Театр имени Ленинского комсомола, в котором он успел поработать до войны. Здесь Вячеслав Леонидович не стал ведущим артистом, но занял прочное положение хорошего исполнителя ролей второго плана. Особенно актёру удавались образы людей из народа и характерно-комедийные роли. За двадцать два года им были сыграны: Семён («Плоды просвещения» Л.Н. Толстого), Николай Веселов («Кто виноват» Г.Д. Мдивани), генерал-майор Батурин и Алексей Алексеевич Мансуров («На той стороне» А.А. Барянова), Степиков («Интервенция» Л.И. Славина), Алексей Николаевич Русанов («Тайна вечной ночи» И.В. Луковского), Островнов («Поднятая целина» по роману М.А. Шолохова), Мавлон («Шёлковое сюзане» А. Каххары), Иван Степанович Зайченко («На улице Счастливой» Ю.Я. Принцева), Нушрок («Королевство кривых зеркал» В.Г. Губарева и А.В. Успенского), Уолтер («Трёхгрошовая опера» Б. Брехта), Иеремия Смит и Архипов («Униженные и оскорблённые» по роману Ф.М. Достоевского), Бондырев («Девятая симфония» Ю.Я. Принцева), Баба-Яга («Аленький цветочек» Л.Т. Браусевича и И.В. Карнауховой), Брисайль («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Лифанов («Камешки на ладони» А.Д. Салынского) и другие. Все эти годы Вячеслав Волков не порывал отношения с кинематографом, продолжал сниматься и в 1950–1960-е, но всё это были лишь небольшие эпизоды. Самая заметный из них – тюремный надзиратель Сметонц в экранизации спектакля Театра имени Ленинского комсомола «Дорогой бессмертия». Параллельно актёрской деятельности Вячеслав Леонидович постоянно занимался общественной работой: избирался в театре председателем местного комитета, членом партийного бюро, состоял в группе народного контроля. 1 июля 1970 года Вячеслав Волков вышел на пенсию, вёл тихий образ жизни вместе с супругой Еленой Ефремовной Левицкой, работавшей учительницей 217-й ленинградской школы. После её кончины актёр переехал жить в Ленинградский дом ветеранов сцены имени М.Г. Савиной, где и окончил свои дни. Фильмы и роли: 1933: «Частный случай» (эп.); 1934: «Чапаев» (Елань); 1935: «Подруги» (рабочий); 1936: «Путешествие в Арзрум» (Иванцов); 1937: «Большие крылья» (второй пилот), «Пугачёв» (станичный старшина); 1938: «На границе» (Трифонов-сын), «Человек с ружьём» (артиллерист); 1939: «Случай на полустанке» (Андрей Бахманов); 1940: «Переход» (Мохов, радист); 1942: «Оборона Царицына» (комендант сталинского поезда); 1947: «Пирогов» (сыщик); 1948: «Драгоценные зёрна» (колхозник); 1949: «Академик Иван Павлов» (старик-сторож); 1955: «Овод» (заключённый в тюрьме); 1956: «Крутые Горки» (колхозник); 1957: «Дорогой бессмертия» (Сметонц, тюремный надзиратель), «Улица полна неожиданностей» (шофёр); 1958: «Город зажигает огни» (горожанин); 1959: «Ссора в Лукашах» (колхозник); 1960–1961: «Балтийское небо» (военный в штабе дивизии); 1965: «Сегодня – новый аттракцион» (работник цирка); 1967: «Мятежная застава» (рабочий); 1972: «Карпухин» (мужчина в зале суда). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru