Воркуль Зинаида ВенедиктовнаВоркуль Зинаида Венедиктовна Зинаида Воркуль прожила долгую и трудную жизнь. Судьба преподносила ей множество неразрешимых проблем, но Зинаида Венедиктовна, будучи очень сильным и выносливым человеком, с гордостью их преодолевала. Обладая сложным бескомпромиссным характером, она стойко выносила уколы и порицания коллег, сохранила собственное достоинство и при этом была востребована в актёрской профессии до самого преклонного возраста. В силу своей прямолинейности она не получала больших ролей в кино, перебивалась малозначительными эпизодами, которые, как правило, были совершенно противоположны её человеческой натуре – утончённой, эрудированной, склонной к философским размышлениям. Однако для большинства зрителей она осталась простой русской женщиной, милой доброй старушкой, сочетавшей в себе теплоту и человеческое обаяние вкупе с характером и жизненной правдивостью. Родилась Зинаида Воркуль в Санкт-Петербурге в семье рабочего Обуховского сталелитейного завода. По окончании школы в 1925 году поступила в ФЗУ при Ленинградском заводе «Большевик», где получила специальность токаря и осталась работать на этом же предприятии. Без отрыва от производства в 1927 году Зинаида Воркуль поступила на кино-отделение Ленинградского техникума сценических искусств в мастерскую Григория Козинцева и Леонида Трауберга, училась там до 1930 года, после чего, получив статус профессиональной актрисы, пустилась в самостоятельное плавание. В том же 1930-м дебютировала на экране в одной из ролей фильма «Наши девушки» Владимира Брауна, была зачислена в актёрский штат кинофабрики «Союзкино» (позднее – «Ленфильм»), но проработав там три года, получила всего одну роль в картине Чеслава Сабинского «Город в степи». Творчески неудовлетворённая, актриса уехала играть в ТЮЗ Старой Руссы, а затем вернулась в Ленинград и была принята в труппу Театра Комедии. Сыграла там Наташу в «Чудесном сплаве» В. Киршона, Доротею в «Собаке на сене» Л. Де Вега и другие роли. В конце 1920-х годов Зинаида Воркуль вышла замуж за Петра Михайловича Оберталлера, научного сотрудника Ленинградского педагогического института имени М.Н. Покровского, родила ему в 1931 году сына Бориса. Однако их супружеское счастье продлилось всего несколько лет. В июле 1937 года Пётр Михайлович был арестован и через полгода расстрелян. Зинаида Венедиктовна как жена «врага народа» была лишена всего имущества, уволена с места работы и выслана из Ленинграда в Актюбинск, где ей, чтобы иметь средства к существованию, пришлось устроиться работать токарем на механический завод. Однако Воркуль была не из тех женщин, которые опускали руки и покорялись судьбе. Через год, на свой страх и риск, она вместе с маленьким сыном вернулась в Ленинград, пришла в НКВД, где, к счастью, ей попался неравнодушный сотрудник, который посодействовал ей в получении вида на жительство и возвращении в профессию. Сначала Воркуль работала на эстраде, а затем была принята в актёрский штат киностудии «Ленфильм». С наступлением Великой Отечественной войны всё тот же сотрудник НКВД помог Зинаиде Воркуль выехать из блокадного Ленинграда в Костромскую область, откуда она вместе с сыном перебралась в Алма-Ату, на место базирования эвакуированных «Ленфильма» и «Мосфильма», и стала работать в составе Центральной объединённой киностудии (ЦОКС). Через два года после возвращения из эвакуации Зинаида Воркуль получила совет от своего покровителя в НКВД о необходимости её перевода в Москву, дабы избежать возможного ареста. Конечно же, она ему последовала, и в мае 1946 года перевелась в штат вновь образованного Государственного театра киноактёра, в не самый лучший для советского кино период. Начинался спад кинопроизводства, большинство киноартистов было невостребовано. Зинаида Воркуль, имея на руках сына-подростка, не могла сидеть без дела и стала хвататься за любую работу. Она начала подрабатывать на дубляже, сыграла Лизу Рыбалову в прогремевшем тогда спектакле, а затем и фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» (во второй редакции картины роль была вырезана, актрисе вместо неё был предложен образ матери Осьмухиных). Плюс ко всему умудрилась поругаться с Тамарой Макаровой, выступив со словами критики в её адрес на одном из собраний. В результате в июле 1948 года Воркуль была сокращена из состава театра, но уже в октябре через суд актрисе удалось добиться отмены этого решения. Через год снова последовало её сокращение, и вновь путём судебной тяжбы она смогла восстановиться в труппе. Параллельно шли постоянные её проработки партийным бюро театра по самым различным поводам: за непартийное поведение, создание склочной атмосферы, недостаточно уважительное отношение к кандидату в депутаты от театра и т.п. За Зинаидой Воркуль закрепилась репутация скандалистки, и режиссёры, зная это, старались обходить её стороной. В итоге актриса много лет не снималась, лишь изредка участвуя в постановках театра («Флаг адмирала», «Последние», «Сверстники», «Ах, сердце!..») и работая на дубляже. Ситуация изменилась в лучшую сторону лишь после того, как Воркуль, в связи с закрытием Театра-студии киноактёра, в 1959 году была переведена в актёрский штат Киностудии имени М. Горького. В тот момент, достигнув определённого возраста, она стала идеально подходить на роли всевозможных старушек, и такие предложения не заставили себя ждать. В итоге, именно в этих образах она и стала наиболее узнаваема. Среди них: мать Ивана («Морозко»), мать Оли («Рано утром»), Мария («Андрей Рублёв»), ведьма («Огонь, вода и… медные трубы»), Клавдия Ивановна («Кража»), вторая сестра в приюте («Семнадцать мгновений весны»), тётя Сима («Здравствуйте, доктор!»), баба Зинаида («Карнавал»), Ольга Ивановна («Нам здесь жить»), няня Кирилла («Честь имею») и другие. Пройдя немало жизненных испытаний, Зинаида Венедиктовна подорвала свою нервную систему. Была вспыльчива, несдержанна в суждениях, и из-за этого многими нелюбима. Однако близкие люди вспоминают её с большой теплотой как доброго и заботливого человека. Она одна, без чьей-либо помощи, подняла сына, в результате чего он смог получить достойное образование: окончил Московский инженерно-строительный институт и стал одним из ведущих специалистов в области деревянных конструкций. Женившись на своей однокурснице Людмиле Гусевой, Борис взял её фамилию, признавшись, что его собственная – Оберталлер – не принесла ему в жизни никакого счастья. Несмотря на сложный характер, у Зинаиды Венедиктовны всё же были близкие друзья. Много лет она была дружна со Станиславой Келдыш, Борисом Ивановым и Ольгой Якуниной. Актриса хорошо шила, подрабатывая этим в моменты отсутствия работы. В свободное время много читала, имела большую библиотеку, увлекалась философией, интересовалась политикой, занималась йогой. В последние годы Зинаиду Воркуль стало подводить здоровье. Ухудшилось зрение, болели ноги, а последние три месяца жизни она уже не вставала с постели, находясь под бдительным уходом сына. После кончины близкие актрисы решили похоронить её в Санкт-Петербурге рядом со всеми её родными. Борис Петрович пережил мать на двенадцать лет, скончавшись в 2006 году. Похоронен на Даниловском кладбище. Фильмы и роли: 1930: «Наши девушки» (Саша); 1932: «Город в степи» (Даша); 1941: «БКС № 7. Час расплаты» (польская девушка); 1942: «Актриса» (санитарка); 1943: «Она защищает Родину» (колхозница); 1948: «Молодая гвардия» (Лиза Рыбалова; во второй редакции – мать Осьмухиных); 1950: «Заговор обреченных» (эп.); 1955: «Мать и сын», к/м (Максимовна, мать); 1956: «Пролог» (Ивановна), «Человек родился» (кондуктор); 1957: «Гуттаперчевый мальчик» (прачка), «Шторм» (жена кулака); 1958: «Солдатское сердце» (женщина на пожаре); 1959: «Заре навстречу» (эп.); 1962: «Суд» (Митягина); 1964: «Дочь Стратиона» (мать партизана), «Морозко» (мать Ивана), «Одиночество» (учительница), «Председатель» (секретарь в обкоме); 1965: «Они не пройдут» (дежурная по станции), «Рано утром» (мать Оли), «Сколько лет, сколько зим» (колхозница); 1966: «Авдотья Павловна» (сторожиха), «Андрей Рублев» (Марья, мирская баба), «Всадник над городом» (соседка), «Я солдат, мама» (мать); 1967: «Огонь, вода и… медные трубы» (ведьма); 1968: «Иван Макарович» (почтальон); 1969: «13 поручений», тв (продавщица), «Веселое волшебство» (эп.); 1971: «Кража», тв (кассирша Клавдия Ивановна); 1972: «Всмотритесь в это лицо», тв (бабушка); 1973: «О тех, кого помню и люблю» (солдатка), «Семнадцать мгновений весны», тв (вторая сестра в приходе); 1974: «Гнев» (бабушка), «Здравствуйте, доктор!», тв (тетя Сима); 1975: «Потрясающий Берендеев» (контролер); 1976: «Предательница» (учительница), «Стажер» (продавщица цветов); 1978: «Где ты был, Одиссей?», тв (консьержка), «Рядом с комиссаром», тв (крестьянка); 1981: «Карнавал» (баба Зинаида), «Родник» (Максимовна); 1982: «Нам здесь жить», тв (Ольга Ивановна, капитан); 1983: «Вечный зов», тв (гардеробщица), «Нежданно-негаданно» (старушка в подъезде); 1984: «Володькина жизнь», тв (бабка Дарья); 1987: «Честь имею» (няня Кирилла); 1988: «Шурави» (эп.); 1990: «Облако-рай» (бабушка у подъезда); 1992: «Наш американский Боря» (эп.). Фотографии из личного архива Зинаиды Воркуль |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru