Харитонова Светлана НиколаевнаХаритонова Светлана Николаевна Родилась Светлана Харитонова в Москве. Её отец был секретарем пресс-бюро «Крестьянской газеты». В 1937 году он был репрессирован и умер в заключении. Мать Клавдия Васильевна Насонова (1907–1982) работала секретарём-машинисткой. Впоследствии она вторично вышла замуж за Алексея Сергеевича Костюковича (1908–1988), который и занимался дальнейшим воспитанием Светланы. Увлекаться театром Харитонова начала ещё со школьной скамьи, участвовала в постановках школьного драмкружка. Одним из первых, сыгранных ей персонажей, был ни много ни мало – Ноздрёв из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Исполненная желанием стать актрисой, Светлана показалась сначала Ивану Романовичу Пельтцеру, а затем Борису Георгиевичу Добронравову. Не получив одобрения ни от того, ни от другого, Харитонова решила, что будет поступать в Школу-студию МХАТ, так как с самого детства благоволила к этому театру. На вступительных экзаменах читала рассказ А.П. Чехова «Индейский петух» и поступила на курс Сергея Капитоновича Блинникова. Учась на третьем курсе, Светлана Николаевна вышла замуж за своего однокурсника Леонида Харитонова (1930–1987), в браке с которым прожила два года. По окончании института в 1954 году, Светлана Харитонова была зачислена в штат Центральной студии киноактёра, где сразу же получила главную роль – домработницы Настьки в спектакле «Мандат» по пьесе Н.Р. Эрдмана в постановке Эраста Гарина. Также Харитонова участвовала в спектаклях: «Дядюшкин сон» по Ф.М. Достоевскому (2-я дама), «Ах, сердце!..» Вл. Полякова (женщина в очках и Нюра). После закрытия Центральной студии киноактёра в 1957 году Светлана Харитонова перешла в Театр сатиры, где отработала девять лет. На его сцене сыграла ряд ведущих характерных ролей, среди которых: Розалия Павловна («Клоп» В.В. Маяковского), Катя Брыкина («Дым без огня» С.Л. Лунгина и И.И. Нусинова), Зося («Золотой телёнок» И.А. Ильфа и Е.П. Петрова), Янцария («Волшебные кольца Альманзора» Т. Габбе), Момзикова («Смейся, паяц!» В.П. Строкопытова), Ада («Будем знакомы!» Т. Сытиной), миссис Компотти («Третий звонок» М. Ларни), Христина Сергеевна («Гурий Львович Синичкин» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского), Пэгги («Над пропастью во ржи» Д. Сэлинджера), Любовь Гордеевна («Женский монастырь» В.А. Дыховичного и М.Р. Слободского) и другие. В 1966 году Светлана Николаевна решила оставить театр и заняться документальным кино. Она поступила на Высшие режиссёрские телевизионные курсы, по окончании которых в 1969 году, ещё три года училась на режиссёрском факультете ВГИКа. С 1969 по 1971 годы Харитонова работала в качестве режиссёра на Центральном телевидении, с 1971 по 1972 годы – ассистента режиссёра творческого объединения «Экран». Сниматься Светлана Харитонова начала сразу после окончания института. Показала себя яркой, острохарактерной, ни на кого не похожей, актрисой. Её всевозможные подружки главных героинь, сварливые тётки и соседки всегда заметно выделялись среди главных героев. Настоящим шедевром актрисы стала Варвара Окнова в военной драме Ильи Гурина «В трудный час», где Харитонова создала образ грубой солдатки, неожиданно нашедшей свою любовь и погибнувшей в бою. Среди лучших киноролей Харитоновой: Ирина Бороздина («Летят журавли»), Фёкла («Белые ночи»), Брандахлыстова («Веселые расплюевские дни»), Глаша («Нейлон 100%»), Эльвира («Не может быть!»), баба Яга («Лиловый шар»), тётка Жени («Похороны Сталина»). В начале 1970-х годов Светлана Харитонова стала виновницей дорожно-транспортного происшествия, сбив женщину на своём автомобиле. Был суд, где актрисе дали условный срок и предписание выехать во Владимирскую область, в Покров. Там Харитонова целый год отработала учётчиком на Железо-бетонном заводе. Из Союза кинематографистов, членом которого она была, её сразу же исключили в феврале 1973 года. По возвращении в Москву с апреля по декабрь 1975 года Светлана Харитонова играла в Московском экспериментальном театре под руководством Г.И. Юденича, затем работала режиссёром «Союзспортфильма», снимала документальные фильмы на спортивные темы. В июне 1977 года было восстановлено её членство в Союзе кинематографистов. В последний раз Светлана Харитонова появилась на экране в 1991 году. Потом кино перестали снимать, и Харитонова, как и многие другие актёры, стала невостребована. Может быть, с возрождением отечественного кинематографа в начале нового тысячелетия, у Харитоновой и появилась бы работа, но в дело вмешалась любимая дочь актрисы – Ольга, которая буквально установила диктат над матерью, запрещала ей возвращаться к былому ремеслу. Дошло до того, что Ольга обрезала домашний телефон, чтобы мать не могла общаться с режиссёрами и журналистами. Последние годы Светлана Харитонова жила в большой нужде, существуя на одну мизерную пенсию. Светлане Николаевне оказывала помощь Гильдия актёров кино России, куда актриса иногда приходила тайком от дочери. Урна с прахом Светланы Харитоновой захоронена в колумбарии Хованского кладбища. Использованы материалы статьи Сергея Капкова Фильмы и роли: 1955: «Гость с Кубани» (колхозница), «Земля и люди» (Домна Ушакова), «Солдат Иван Бровкин» (провожающая), «Сын» (строительница), «Фонтан», к/м (Нюра); 1956: «Полюшко-поле» (Квасова), «Сестры», тв (Нюра); 1957: «Девушка без адреса» (Клава), «К Черному морю» (администратор гостиницы), «Летят журавли» (Ирина Бороздина), «Неповторимая весна» (Маша); 1958: «Девушка с гитарой» (покупательница); 1959: «Белые ночи» (Фекла), «Зеленый фургон» (крестьянка), «Неподдающиеся» (Лиза Кукушкина); 1960: «Осторожно, бабушка!» (Шура-большая), «Русский сувенир» (Сафонова); 1961: «В трудный час» (Варвара Окнова), «Годы девичьи» (Варвара), «Друг мой, Колька!» (Евгения Петровна, учительница), «Морская чайка» (Нонна Павловна), «Совершенно серьезно. История с пирожками» (кассир); 1962: «Порожний рейс» (Тоня), «Яблоко раздора» (Горовая); 1963: «Короткие истории», тв (сотрудница и хозяйка квартиры), «Непридуманная история» (Люба), «Понедельник – день тяжелый» (Зинаида Павловна); 1964: «Голубая чашка», тв (Валентина), «Приключения Толи Клюквина» (Серафима Андреевна, медсестра); 1965: «Ваш сын и брат» (фармацевт), «Год, как жизнь» (Ленхен), «Дорога к морю» (Дуся, сплавщица), «Фантазеры» (мать Яши); 1966: «Веселые расплюевские дни» (Брандахлыстова); 1967: «Доктор Вера» (Антонина, санитарка), «Места тут тихие» (Клава), «Спасите утопающего» (редактор и соседка), «Фокусник» (Саша); 1968: «Встречи на рассвете» (Ольга), «Добрый совет», к/м (мама); 1969: «День и вся жизнь» (Соня), «Последние каникулы» (мать Гарика); 1970: «Вашу лапу, медведь!» (жена охотника), «Городской романс» (Зина); 1973: «Нейлон 100%» (Глаша), «Письмо из юности» (мать Тони); 1975: «Мальчик и лось» (тетка), «Не может быть!» (Эльвира), «Честное волшебное» (регистратор клиники Мастера Клея); 1976: «Белый Бим Черное ухо» (Анна Павловна), «Трын-трава» (Карповна), «Ты – мне, я – тебе» (следователь), «Цветы для Оли» (мать Алеши); 1977: «Марка страны Гонделупы» (тетя Кириллки), «Почти смешная история», тв (проводница); 1978: «Вас ожидает гражданка Никанорова» (соседка Люда), «Живите в радости» (следователь), «Кот в мешке» (Громова), «Мятежная баррикада» (эп.); 1979: «Вкус хлеба» (Варвара); 1980: «Кто заплатит за удачу?» (многодетная мать), «Полет с космонавтом» (жена председателя колхоза); 1982: «Берегите мужчин» (инспектор технадзора), «За счастьем» (Ксения Федоровна), «Найди свой дом», тв (Варвара Петровна); 1984: «Гостья из будущего», тв (тетка-оборотень), «Зачем человеку крылья» (Катерина), «Что у Сеньки было?» (бабушка Маруськи); 1987: «Визит к минотавру», тв (Обольникова), «Лиловый шар» (Баба Яга), «Приход Луны» (Степанида Кондратьевна); 1988: «Артистка из Грибова», тв (дежурная на станции), «Грешник» (тетя Дуся), «Предлагаю руку и сердце» (Нина Ивановна); 1989: «Двое на голой земле» (тетя Соня), «Из жизни Федора Кузькина» (Варвара Петровна Цыплакова), «Свой крест» (тетя Паша); 1990: «Похороны Сталина» (тетка Жени), «Футболист» (домработница); 1991: «Бабочки» (медсестра), «Без правосудия» (Серафима Ивановна). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru