
Хорькова Ольга Михайловна
Ольга Хорькова появилась на свет в Москве в простой рабочей семье, не имевшей к искусству отношения. Отец Михаил Лукич Фёдоров (1895–1924) был мастером-механиком. Мать Анна Степановна Хорькова (1897–1971) трудилась кассиром Мосторга. Ольга, рано оставшись без отца, воспитывалась матерью, которая прививала ей любовь к труду и прилежанию, развивала в ней любовь к прекрасному. В 1930 году девочка пошла учиться в одну из владыкинских школ, окончила её в 1940-м и затем сразу же стала поступать в театральный вуз. Счастье ей улыбнулось в Театральном училище имени М.С. Щепкина при Малом театре, куда она была принята на курс Ильи Яковлевича Судакова. Училась она вместе с Ириной Судаковой, Людмилой Люлько, Анатолием Дудоровым, Натальей Цветковой. Со студентами, помимо основного мастера, занимались Аркадий Благонравов, Лидия Дейкун, Владимир Подгорный, поэтому они получили прекрасную сценическую подготовку. Благодаря им, на третьем курсе Хорькова удачно сыграла Аниску в «Нашествии» Л.М. Леонова, за что получила множество положительных отзывов. Когда в 1943 году Малый театр вместе с училищем выехал в эвакуацию в Челябинск, Ольга Хорькова по семейным обстоятельствам осталась в Москве, участвовала во фронтовых актёрских бригадах. В тот же период она впервые появилась на экране в эпизодической роли одной из одноклассниц Зои Космодемьянской в фильме Лео Арнштама «Зоя». В титрах её имя не указали, но при просмотре картины лицо актрисы сразу же узнаётся, впрочем, как и её голос. После того, как училище вернулось в Москву, Хорьковой пришлось заново учиться на третьем курсе, поэтому диплом она получила не в 1944 году, как все её однокурсники, а в 1945-м. Малый театр сразу же распахнул перед ней двери, и она верно служила ему более сорока лет. Созданные ей сценические образы отличались разнообразием актёрских красок, глубиной чувств, мощным темпераментом, безмерным обаянием. Актрисе одинаково удавались как драматические роли, так и характерно-комедийные. В любом появлении Хорькова была хороша, мастерски владела зрительским вниманием. Среди сыгранных ей ролей: Лиза («Горе от ума» А.С. Грибоедова), Полина («Доходное место» А.Н. Островского), Марья Антоновна и Анна Андреевна («Ревизор» Н.В. Гоголя), Варвара и Кабаниха («Гроза» А.Н. Островского), Поля («Мещане» М. Горького), Катя («Дети Ванюшина» С.А. Найдёнова), Эмилия («Ярмарка тщеславия» по У.М. Теккерею), Кончетта («Рождество в доме синьора Купьелло» Э. де Филиппо), Ольга Александровна («Дачники» М. Горького), Маша («Живой труп» Л.Н. Толстого), Варвара («Достигаев и другие» М. Горького), Бобова («Фальшивая монета» М. Горького), Малышева («Беседы при ясной луне» по В.М. Шукшину), Ничкина («Женитьба Бальзаминова» А.Н. Островского) и другие. В кино Ольга Хорькова начала активно сниматься в 1950-е годы. Изначально её использовали в образах женщин из народа, крестьянок, обычных тружениц. Она играла многодетную мать Марию Васильевну в «Морском охотнике», председателя сельсовета Христину Жалюк в «Строгой женщине», жену рабочего-буровика Лизу в «Алёшкиной любви», жену главного героя Лушку в «Рогатом бастионе». Играла ярко, талантливо, однако сами фильмы (за исключением «Алёшкиной любви») желали оставлять лучшего и быстро сошли с экрана. По-настоящему драматический талант Хорьковой раскрылся лишь в «Дачниках», экранизации спектакля Малого театра, в котором актриса очень проникновенно сыграла Ольгу Алексеевну, жену доктора Дудакова. К её актёрским удачам также можно отнести Домну Пантелеевну в экранизации пьесы А.Н. Островского «Таланты и поклонники» и маленькую роль матери Кеши в «Безотцовщине». Они стали последними появлениями актрисы на киноэкране. В дальнейшем Хорькова снималась исключительно в телеверсиях спектаклей Малого театра, который всегда оставался для неё на первом месте. Получив в ноябре 1989 года персональную пенсию республиканского значения, Ольга Михайловна навсегда оставила сцену. По слухам у неё произошёл конфликт с руководством Малого театра, после чего она ни разу не переступила его порог. Так ли это на самом деле, уже не узнать. Судьба подарила мне памятную встречу с этой удивительной актрисой. В 2005 году, работая над энциклопедией «Актёры отечественного кино», я позвонил Ольге Хорьковой и был приглашён в её дом. Оказалось, что она живёт прямо напротив Дома кино. Дверь мне открыла небольшого роста пожилая женщина, в которой легко узнавались знакомые по экрану черты. Она одобрила составленную мной биографическую справку и предоставила для книги фотографию из личного архива. Так, на мгновение, мне посчастливилось соприкоснулся с одной из легенд Малого театра. Фильмы и роли: 1944: «Зоя» (Хорькова); 1952: «Горе от ума» (Лиза); 1954: «Морской охотник» (Мария Васильевна); 1959: «Егерь», тв, к/м (Пелагея), «Растеряева улица» (Лина), «Строгая женщина» (Христина); 1960: «Алёшкина любовь» (Лиза), «Домой» (Анна); 1964: «Рогатый бастион» (Лукерья Ивановна Чмых); 1966: «Дачники» (Ольга Алексеевна); 1968: «Корзина с еловыми шишками», тв (Магда); 1973: «Разные люди», тв (Прасковья Федоровна Родионова), «Таланты и поклонники» (Домна Пантелеевна); 1975: «Достигаев и другие», тв (Варвара), «Фальшивая монета», тв (Бобова); 1976: «Безотцовщина» (мать Кеши); 1977: «Гроза», тв (Кабанова); 1981: «Доходное место», тв (Кукушкина), «Любовь Яровая», тв (Марья); 1985: «Ревизор», тв (Анна Андреевна). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru