Хвыля Александр ЛеопольдовичХвыля (Брессем) Александр Леопольдович Александр Хвыля родился в селе Александро-Шультино Бахмутского уезда Екатеринославской губернии. Его отец работал машинистом-механиком (умер в 1907 году). Мать – домашняя хозяйка (умерла в 1943 году). После смерти мужа она осталась одна с пятью детьми, которых ждало тяжёлое безрадостное детство, полное нужды и лишений. Начальное образование Александр получил в церковно-приходской школе, из которой был выпущен с похвальным листом. Затем он стал учащимся Высшего начального железнодорожного училища в Синельниково и окончил его в 1920 году. В виду тяжёлых материальных условий молодой человек вынужден был оставить мечты о продолжении учёбы и начать самостоятельную трудовую жизнь. На протяжении трёх лет он сменил несколько различных работ и должностей: работал секретарём общего отдела и секретарём отдела Трудсобеза Ревкома; трудился в Учкпрофсоже южных станций в Синельниково ассистентом инспектора труда по молодёжи, секретарём отделов: организационно-инструкторского, труда, Учкультрана, товарищеского дисциплинарного суда. Затем, в связи с переездом Учкпрофсожа в город Александровск, Хвыля был переведён для работы на транспорте: работал весовщиком, коммерческим и техническим конторщиком, приходо-расходчиком и счетоводом материального стола службы движения Южной железной дороги. Все эти годы Александра Хвылю не отпускала мечта о сцене. Сразу по окончании железнодорожного училища он учился в драматической студии имени В.В. Воровского, окончил её в 1922 году, но решился полностью посвятить себя драматическому искусству только лишь два года спустя. В 1924-м Хвыля успешно выдержал испытательный экзамен в Государственный украинский театр имени М.К. Заньковецкой и был принят актёром в его труппу. За три года служения в нём сыграл несколько небольших ролей: Лодовико («Отелло»), почтмейстера («Ревизор»), Алупкина («Завтрак у предводителя»), султана («Запорожец за Дунаем») и других. В 1927 году Александр Хвыля перешёл в Харьковский украинский театр имени Т.Г. Шевченко, за 14 лет работы в котором вырос в интересного разностороннего артиста. Здесь им были сыграны: Гайдай («Гибель эскадры»), Платон Кречет («Платон Кречет»), Вася («Правда»), Богдан Хмельницкий («Богдан Хмельницкий»), Несчастливцев («Лес»), Кудряш («Гроза»), Михаил Яровой («Любовь Яровая»), дон Гуан («Каменный гость»), Назар Стодоля («Назар Стодоля») и другие роли. Александру Хвыле были подвластны самые разнообразные образы: героические, характерные, лирические, драматические. Для каждого из них он находил в своём арсенале особенную актёрскую краску, точно подчёркивающую индивидуальность изображаемого им персонажа. Обладал мощной фактурой, большим темпераментом, всегда был убедителен и органичен. Все эти свои актёрские качества Хвыля в полной мере продемонстрировал в кино, в котором дебютировал в 1932 году. Режиссёры довольно быстро разглядели его актёрскую самобытность, и с конца 1930-х годов он был постоянно востребован на экране. В более молодые годы Хвыля чаще воплощал героических персонажей, а с возрастом в его актёрский багаж добавились характерно-комедийные и социальные герои. Среди лучших работ актёра в кино: Устим Кармелюк («Кармелюк»), Савка Троян («Щорс»), Александр Пархоменко («Александр Пархоменко»), капитан Гуль («Пятнадцатилетний капитан»), пан Барабаш («Тарас Шевченко»), Пустобаев («Вольница»), Ферапонт («Братья Карамазовы»). Отдельно стоит отметить работы Александра Хвыли в фильмах Александра Роу, в которых он создал неповторимые по своему колориту образы, наполненные эксцентричностью, добрым юмором и душевной теплотой: Голову («Майская ночь, или Утопленница»), мудреца-молчальника («Марья-искусница»), Чуба («Вечера на хуторе близ Диканьки»), королевского обер-повара («Королевство кривых зеркал»), Плешивого («Огонь, вода и… медные трубы»), герцога де ля Быка («Варвара-краса, длинная коса»), Ветра Ветровича («Золотые рога»). И, конечно же, любимого многими поколениями зрителей Морозко в одноимённом фильме-сказке. Можно сказать, что кинематограф украл Александра Хвылю у театра. Покинув его в 1941 году, он много лет работал исключительно в кино и только после зачисления в труппу Государственного театра киноактёра в 1946 году (затем – Театр-студия киноактёра) вновь вышел на сценические подмостки. Здесь им были сыграны: Шульга («Молодая гвардия»), Левкоев («Софья Ковалевская»), Потёмкин («Флаг адмирала»), Ванюшин («Дети Ванюшина»), Любим Карпыч Торцов («Бедность не порок»), Кнуров («Бесприданница»), Фурначёв («Смерть Пазухина»), Анджелло («Анджелло»), Недосекин («Наследство»). Помимо работы в театре и кино Александр Хвыля много лет исполнял роль Деда Мороза на новогодних ёлках в Кремле, работал на радио. Занимался общественной деятельностью: был членом цехового комитета, партийным секретарём и членом художественного совета Центральной студии киноактёра. Александр Леопольдович был женат на Анне Ивановне Хвыля (в девичестве – Тимофеевой) (1908–1988). Дочь Инесса Хвыля (1937–2016). Фильмы и роли: 1932: «Иван» (военный оратор), «Путь свободен» (Кирьян); 1938: «Кармелюк» (Кармелюк); 1939: «Щорс» (Савка Троян); 1941: «БКС № 8» (обер-лейтенант Фишер в новелле «Ночь над Белградом»), «Богдан Хмельницкий» (кобзарь), «Первая конная» (С.М. Буденный), «Последняя очередь», к/м (дед); 1942: «Александр Пархоменко» (Александр Пархоменко), «Дорога к звездам» (полковник Елисеев), «Как закалялась сталь» (Долинник), «Музыкальный киносборник. Чудесная скрипка» (Василий Иванович Шумхин), «Непобедимые» (Пронин); 1943: «Родные берега. Пропавший без вести» (капитан I ранга); 1945: «Пятнадцатилетний капитан» (капитан Гуль); 1946: «Клятва» (С.М. Буденный), «Освобожденная земля» (Костенко); 1947: «Весна» (генерал), «Поезд идет на восток» (Тимофей Иванович); 1948: «Красный галстук» (Вишняков-отец), «Молодая гвардия» (Шульга), «Три встречи» (Ходоров); 1949: «Константин Заслонов» (секретарь обкома), «Кубанские казаки» (Денис Корень); 1950: «Далеко от Москвы» (Писарев); 1951: «Тарас Шевченко» (пан Барабаш); 1952: «Майская ночь, или Утопленница» (Голова); 1953: «Завтрак у предводителя» (Алупкин); 1954: «Об этом забывать нельзя» (Коршун), «Тревожная молодость» (сотник); 1955: «Вольница» (Пустобаев); 1956: «На подмостках сцены» (жрец); 1957: «Борец и клоун» (тренер Буше), «Конец Чирвы-козыря» (Андрей Чирва), «Ласточка» (священник), «Штепсель женит Тарапуньку» (Запорожченко); 1958: «Годы молодые» (Днепров-Задунайский), «Гроза над полями» (Данила Тягно), «Лавина с гор» (Бата), «Над Тиссой» (генерал), «Простая вещь» (Семенухин); 1959: «Мальчики» (Тарас Бульба), «Марья-искусница» (Мудрец-молчальник), «Однажды ночью» (Гуляенко), «Фуркат» (полицмейстер Арзамасский); 1960: «Воскресение», 1-я серия (купец); 1961: «Алые паруса» (Меннерс-старший), «Битва в пути» (Рославлев), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (Чуб), «Дуэль» (Самойленко); 1962: «Как рождаются тосты», к/м (Дмитрий Петрович, директор треста), «Королева бензоколонки» (батюшка); 1963: «Королевство кривых зеркал» (королевский обер-повар), «Секретарь обкома» (Суходолов); 1964: «Морозко» (Морозко); 1965: «Год, как жизнь» (Антуан), «Совесть» (Цветаев); 1967: «Огонь, вода и… медные трубы» (Плешивый и мудрец); 1968: «Братья Карамазовы» (Ферапонт), «Бриллиантовая рука» (метрдотель Борис Савельевич); 1969: «Варвара-краса, длинная коса» (пират); 1971: «Двенадцать стульев» (актер); 1972: «Зимородок» (Стройло), «Золотые рога» (Ветер Ветрович), «Инженер Прончатов», тв (Ошурков); 1973: «До последней минуты» (Костельник), «Старая крепость», тв (Науменко), «Хлеб пахнет порохом» (Николай Яхонтов), «Человек в штатском» (управляющий банка); 1974: «Личная жизнь» (ветеран завода); 1975: «Семья Ивановых» (Сергей Чистохвалов); 1977: «Гарантирую жизнь» (дед Маши). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru