Ячницкий Аполлон ВладимировичЯчницкий Аполлон Владимирович Аполлон Ячницкий родился в Киеве. Его отец – известный художник Аристарх Васильевич Лентулов (1882–1943). Мать – художница Зинаида Аполлоновна Байкова, принадлежавшая к старинному дворянскому роду. Знакомство их произошло в Киевском художественном училище, где оба обучались живописи. Зинаида Аполлоновна была хороша собой, пользовалась вниманием мужчин, поэтому нет ничего удивительного, что и Аристарх Васильевич обратил на неё внимание. Пара сочеталась законным браком, родился сын Аполлон, но семейная жизнь супругов не сложилась. Через четыре года Зинаида Аполлоновна, натура увлекающаяся, приняла ухаживания художника Павла Кузнецова и ушла к нему. Когда же Россию захлестнул вихрь революции, она оставила Родину. С этого момента следы её теряются. Существует информация, что Байкова обосновалась в Париже, но документально это никак не подтверждается. Проживающие за границей потомки родного брата Зинаиды Аполлоновны – Николая Аполлоновича Байкова (1872–1958), известного исследователя Маньчжурии, тоже ничего не знают о дальнейшей судьбе его сестры. Когда случился разрыв между Байковой и Лентуловым, Зинаида Аполлоновна передала сына на воспитание мужу родной сестры – Владимиру Ивановичу Ячницкому (1882–не ранее 1961), который впоследствии его усыновил, дав ему свои фамилию и отчество. Специальность он имел самую приземлённую – бухгалтера, в советское время трудился на Киевской электростанции. Аполлона он отдал в трудовую школу № 59, а когда тот её окончил, устроил его табельщиком в милицию. Нудная работа наскучила молодому человеку, и он выбрал направление, более близкое сердцу и душе – драматическое искусство. В 1923 году Аполлон Ячницкий стал учащимся театральной школы (бывшей школы при Театре Соловцова) и уже в период учёбы начал выходить на сцену. Видимо, он сразу начал делать определённые успехи, поскольку после окончания обучения был принят в труппу Киевского театра русской драмы, где стал одним из ведущих характерно-комедийных артистов. За пять лет им были сыграны: Хлестаков и Осип в «Ревизоре» Н.В. Гоголя, Шмага в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Костылёв в «На дне» М. Горького, Бобоедов во «Врагах» М. Горького, Прыщ в «Ржавчине» К.М. Киршона и А. Успенского, Кочкарёв в «Женитьбе» Н.В. Гоголя и другие роли. Склонность к эксцентрике, яркому внешнему рисунку помогли начинающему актёру завоевать внимание публики. Однако популярность в Киеве – хорошо, а в столице – ещё лучше. Неуёмные амбиции Ячницкого привели его в 1930 году в Москву, в близкий ему по духу и направлению Театр сатиры. Там его сразу задействовали в репертуаре. Он играл Актёра в «Пяти сантиметрах» В.З. Швейцера, Мухомора в «Любви и чае» А.С. Сорина, дуэлянта в «Двух утках» Т. Бернара, Яшку в «Чужом ребёнке» В.В. Шкваркина и других персонажей. Однако размер предлагаемых ролей и качество драматургии оставляли желать лучшего, поэтому через четыре года Ячницкий сорвался с места и уехал обратно в Киев, где его ожидало разочарование. Пока он покорял столичную сцену, в театре русской драмы появились новые лица, заняли его место и благополучно вели на себе репертуар. Самолюбию Аполлона Ячницкого был нанесён удар. Через год он принял предложение Юрия Завадского и уехал в Ростов-на-Дону, в руководимый им театр драмы имени М. Горького. Там у режиссёра уже был свой костяк артистов, свои любимчики, поэтому Ячницкий мог рассчитывать на роли по остаточному принципу. Такое положение его, естественно, не устраивало, он снова начал искать пути к отступлению. И в 1937 году для него нашлась перспектива. Фёдор Николаевич Каверин позвал актёра в руководимый им театр, который хоть и не занимал ведущего положения в столице, но отличался крепким репертуаром и качеством постановок. Здесь Аполлон Владимирович вздохнул спокойно, поскольку Каверин доверял ему роли, в которых он мог продемонстрировать все грани своего дарования. Ячницкий сыграл Ваську Пепла в «На дне» М. Горького, Шмагу и Незнамова в «Без вины виноватых» А.Н. Островского, Хардкестля в «Ночи ошибок» О. Голдсмита, Гильберта в «Марии Тюдор» В. Гюго, Чуткина в «Осторожном человеке» М.Ю. Левидова, Димочку в «Снегах Финляндии» Д.В. Фибиха и И.П. Куприянова и других. В тот же период произошла первая встреча Апполлона Ячницкого с кинематографом. Режиссёр Всеволод Пудовкин пригласил артиста сыграть Павла I в фильме «Суворов», наиболее противоречивого русского императора. Ячницкий решил его образ в эксцентричных тонах, сыграв самовлюблённого неврастеника. На мой взгляд, Павел в его исполнении получился слишком карикатурным, лишённым достоверности, поэтому стопроцентной удачей данную роль вряд ли назовёшь. Реакция культурной общественности тоже была соответствующей. Не смотря на то, что в журнале «Искусство кино» критик И. Астахов констатировал, что «артист А. Ячницкий в роли Павла I даёт яркое представление о гатчинском властителе», никаких наград за свою работу он не снискал. В списке награждённых Сталинской премией I степени за фильм «Суворов» имени Ячницкого не оказалось. В 1941 году Аполлон Ячницкий по каким-то причинам не отправился с театром Ф.Н. Каверина в эвакуацию в Борисоглебск, а оказался в Омске. Там он один сезон играл в местном театре, затем вошёл в состав Московского театра драмы (будущего Театра имени Вл. Маяковского). В последовавшее после этого десятилетие артист неоднократно менял коллективы, нигде не находя себе места. Он поработал в Камерном театре, Московском драматическом (будущем Театре на Малой Бронной), Центральном театре транспорта, возвращался в Киев, в Театр русской драмы имени Леси Украинки. Список его работ составили Жора в «Раскинулось море широко» В.В. Вишневского, А.А. Крона и А. Азарова (Камерный театр), Николай Андреевич Шаблов в «Поздней любви» А.Н. Островского (Московский драматический театр), Хардкестль в «Ночи ошибок» О. Голдсмита (Московский драматический театр), Жиров в «Хождении по мукам» А.Н. Толстого (Центральный театр транспорта) и другие, но все они, видимо, не удовлетворили артиста. Человек амбициозный, свободолюбивый, Ячницкий не мог подстраиваться под систему, соблюдать строгий режим академического театра. Плюс к этому добавились проблемы с алкоголем. Аполлон Владимирович начал выпивать ещё в 1930-е, неудовлетворённый своим положением в театре. Со временем эта зависимость только обострилась, значительно осложнив ему жизнь. Все понимали, что он яркий, талантливый артист, но подолгу терпеть его дисциплинарные проступки не могли. В 1952 году режиссёр Николай Васильевич Петров на свой страх и риск взял артиста в труппу Театра сатиры, где тот уже однажды служил. В 1953 году Ячницкий с большим успехом выступил в его постановке «Бани» В.В. Маяковского, в которой сыграл товарища Победоносикова. Многие критики и коллеги отметили блистательное исполнение актёром этой роли. Игорь Ильинский в своей статье написал, что Победоносиков – одна из самых больших удач спектакля. Также на сцене Театра сатиры Ячницкий успел сыграть Захария Траханаке («Потерянное письмо» Н.Л. Караджале), Утешительного («Игроки» Н.В. Гоголя), Скуизема («Судья в ловушке» Г. Фильдинга), но через три года всё для него закончилось по вышеобозначенной причине. Примечательно, что в 1963 году он в третий раз вернулся в Сатиру, исполнил роль капитана Шотовера в спектакле «Дом, где разбиваются сердца» по пьесе Б. Шоу и… снова вылетел. В кино Аполлон Ячницкий вернулся в середине 1950-х годов. После всех неудач с театрами в марте 1956 года он вступил в актёрский штат киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактёра и на короткий период стал востребован на экране в образах отрицательных героев: расчётливых, неврастеничных, с неуёмным темпераментом. Отправной точкой стал образ учёного-карьериста Лаврентьева в фантастической ленте «Тайна вечной ночи». За ним последовали хорунжий Арабин в «Долгом пути», главарь анархистов в «Шли солдаты», главарь бандитов Воронцов в «Жестокости». Интересен был его Гитлер в «Уроке истории» Лео Арнштама, сыгранный в свойственных ему гротескных тонах. К сожалению, картина получилась неудачной, грешившей конъюнктурностью, выстроенной в духе кинематографа сталинского периода. Зритель её встретил холодно. Значительную часть творческой деятельности Аполлона Владимировича составляла работа на эстраде. Наверное, только там он чувствовал себя раскрепощённым, свободным от каких-либо ограничений. Выходить на эстрадные подмостки он начал ещё во время войны, вместе с первой супругой, актрисой Евгенией Александровной Качаловой (1908–?). Во второй половине 1950-х гг., параллельно работе в кино, Ячницкий снова вернулся к концертной деятельности. Когда же в ноябре 1958 года его уволили с «Мосфильма» за двухмесячный прогул, он полностью перешёл на эстраду. В апреле 1961 года Аполлон Ячницкий устроился в качестве артиста разговорного жанра в штат Всесоюзного гастрольно-концертного объединения (с 1965 года – Москонцерт), в течение двух лет руководил эстрадным коллективом. Его партнёршей выступала вторая супруга, актриса Ольга Александровна Васильева (1916–1999), скрасившая ему остаток жизни. В 1960-е годы Аполлон Ячницкий ещё трижды появился на экране. Его прощальной песней стала эпизодическая роль экскурсовода в «Бриллиантовой руке» Леонида Гайдая, красиво и вальяжно показывавшего Стамбул советским туристам. Две короткие сцены, а запомнились на долгие годы. В дальнейшем имя Ячницкого больше не встречалось в титрах картин. Скончался он на семьдесят пятом году жизни. Похоронен на Введенском кладбище. Фильмы и роли: 1940: «Суворов» (Павел I); 1941: «Первая конная» (капитан польской армии); 1942: «Наши девушки. Однажды ночью» (немецкий диверсант); 1955: «Тайна вечной ночи» (Лаврентьев); 1956: «Долгий путь» (Арабин), «Пролог» (белогвардейский офицер), «Урок истории» (Гитлер); 1958: «Тревожная ночь» (полковник Ярлыков), «Шли солдаты» (анархист); 1959: «Жестокость» (Воронцов); 1967: «Война и мир», фильм 4-й (Макар Алексеевич Баздеев); 1968: «Бриллиантовая рука» (экскурсовод), «Служили два товарища» (эп.). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru