
Январёв Александр Иванович
Александр Январёв родился в Москве, в Мещанском районе, в простой рабочей семье, не имевшей к искусству никакого отношения. Его родители, родом из Мурома, в своё время приехали в столицу на заработки, обосновались там и стали москвичами. Отец Иван Петрович Январёв трудился маляром в Большом театре (умер в 1962 году). Мать Мария Васильевна Январёва (в девичестве Громова; 1907–?) в молодые годы работала машинисткой, затем занималась воспитанием троих детей – дочери Людмилы, сыновей Аркадия и Александра. Люди простые, не обучавшиеся в институтах, они смогли привить ребятам необходимые любому человеку качества – любовь, уважение, терпение, отзывчивость. Благодаря заложенным родителям истинам, каждый из них вырос интересным, разносторонним человеком. Александр единственный пошёл по творческой линии, что проявилось не сразу. В школе он зачитывался книгами по географии, увлекался туризмом, ходил со старшими ребятами в походы, посещал кружок кинотехники. После получения аттестата не стал никуда поступать, решил, что практичнее зарабатывать самому, не обременяя собой родителей. В сентябре 1958 года он устроился разнорабочим на предприятие п/я 44 в Кунцево, затем перешёл в Московский центральный универмаг. В августе 1959-го, достигнув призывного возраста, ушёл служить в армию. Службу проходил в Германии, в элитной воинской части, правда, продлилась она только год. Во время одного из учений Александр не заметил разворачивавшегося орудия, получил сильный удар по голове. Травма была настолько существенной, что после излечения Январёв был комиссован. Тогда, по молодости лет, он не придал этому происшествию серьёзного значения, но со временем отголоски того удара часто напоминали о себе головными болями. Вернувшись в Москву, в сентябре 1960 года Александр Январёв пошёл работать наладчиком на 2-й Московский часовой завод, однако через год понял, что пора подумать относительно будущей профессиональной деятельности. Его уже давно привлекали кинематограф и актёрская профессия, поэтому он решил попробовать поступить во ВГИК. Преодолев большой конкурс, Январёв с первого же раза был принят в мастерскую Бориса Андреевича Бабочкина, где стал однокурсником Олега Видова, Ольги Гобзевой, Дальвина Щербакова, Александра Лукьянова, Тамары Совчи, Галины Комаровой, Ольги Гаспаровой, Светланы Стариковой. С последней у Январёва завязался роман, закончившийся свадьбой в феврале 1965 года. Оба были молоды, друг в друга влюблены, поэтому, когда по окончании института Борис Бабочкин позвал Январёва в труппу Малого театра, а Старикову – нет, он вежливо отказался. Спустя много лет актёр пожалел о своём поступке, но ничего уже нельзя было изменить. К моменту выпуска из ВГИКа на счету Александра Январёва было несколько эпизодов в кино и две большие роли. Первая – в дипломной короткометражке Станислава Говорухина «Аптекарша» по рассказу А.П. Чехова, вторая – в фильме Михаила Швейцера «Время, вперёд!», засчитанная ему как дипломная работа. Молодой артист был полон надежд, и они отчасти оправдались. Вместе со Стариковой он был принят в труппу Театра-студии киноактёра, что давало ему надёжный тыл. Фактически одновременно с этим он снялся на «Ленфильме» у Герберта Раппапорта в картине «Два билета на дневной сеанс» в роли темпераментного и экспрессивного Егора Сиротина, который, по сути, определил его будущее амплуа отрицательного героя. Ну а пока же ему доставались самые разные персонажи, среди которых были очень положительные (моряк Фёдор в «Четвёртом папе», завуч Борис Афанасьевич в «Я Вас любил…»), смелые и решительные (Николай Железов в «Золоте», Страубе в «Красной палатке», Егор Гонта в «Обратной дороге нет»), «скользкие» типы с разными политическими предпочтениями (Дмитрий Попов в «Шестом июля», Голован в «Беге»). Была среди них одна работа, особо дорогая Александру Январёву – Максим в немецком телевизионном фильме «Встречи», которую он всегда вспоминал с большой теплотой. Спустя много лет актёр пытался картину разыскать, но следы её безнадёжно затерялись. С момента выхода «Встреч» на телеэкраны они никогда больше не повторялись и не издавались на электронных носителях. К началу 1970-х гг. семейный союз Александра Январёва и Светланы Стариковой стал давать сбой. Супруги расстались. Тогда же из-за конфликта с начальством Январёву пришлось уйти с «Мосфильма». После этого он долгие годы работал по договорам, не привязывался к какому-либо штату, что нисколько не повлияло на его занятость в кино. Январёв продолжал много сниматься, теперь уже почти ни от чего не отказываясь. Его фильмография пополнялась как большими интересными ролями, так и проходными эпизодами. Наиболее значительными среди них стали: Иван Бессмертный в «Адресе вашего дома», Иван Мельников в «Парашютах на деревьях», бандит Кутьков в «Рождённой революцией», Александр Жамин в «SOS над тайгой», Василёк в «Исчезновении», Гришаня в «Человеке, которому везло», Буров – «Утюг» в «Опасных друзьях», Сивоконь в «Инспекторе Лосеве». И фильмы и сыгранные актёром персонажи были самые разные, но их объединяло одно – интересная индивидуальность Январёва, придававшая своеобразие каждому из героев. Вскоре после расставания со Стариковой Александр Январёв женился вторично. Его избранницей стала женщина по имени Ольга. Долгие годы она занималась комсомольской работой в интернациональном секторе райкома комсомола, интересуясь всем, что происходило в этом направлении. Ольга Александровна стала надёжной опорой Январёву до конца его дней, в 1981 году родила ему дочь Анастасию. Только тогда Александр Иванович в полной мере ощутил семейное счастье. В его жизнь вошли уют и комфорт, которые он бережно сохранял. Человек отзывчивый, лёгкий на подъём, он очень быстро сошёлся с многочисленными родственниками жены, старался каждому помочь, поддержать в трудную минуту. И это относилось не только к близким ему людям. Январёв обо всех думал хорошо. А если уж кто ему не нравился, то не злословил у него за спиной, высказывал человеку всё прямо в глаза, либо предпочитал с ним не общаться. К счастью, такое случалось нечасто. В большинстве случаев актёр к себе располагал, был душой компании. Никогда не матерился, ни на кого не поднимал руку, был энтузиастом любого начатого дела. Возможно, именно поэтому он потерялся в трудные 1990-е годы. Не привыкший ничего для себя просить, не выпивавший в компаниях именитых коллег, Январёв очень быстро оказался не у дел. Чтобы заработать пенсию, он ещё в июле 1986 года вступил в актёрский штат Киностудии имени М. Горького, накануне грядущего разрушения кинопроката, и, как штатная единица, скоро стал никому не интересен. Дотянув до пенсии, он уволился со студии прямо в свой день рождения, 23 октября 2000 года. Буквально через пару лет отечественный кинематограф начал возрождаться, стали сниматься фильмы, телесериалы, однако молодые, начинавшие режиссёры Александра Январёва уже не знали, а бывшие коллеги-режиссёры предпочитали о нём не вспоминать. Последние годы артист провёл в кругу семьи. Свой досуг он занимал чтением. Писал стихи, рисовал, посещал художественные выставки. Александр Иванович ушёл из жизни тихо и незаметно. 11 февраля 2005 года он торопился в подмосковный Селятино, чтобы поддержать племянницу после смерти её мужа. Волновался, что опоздает на электричку. Спустился в метро и больше из него не вышел. Скончался прямо в подземке. Похоронили Александра Январёва на Покровском кладбище Наро-Фоминского района рядом со старшим братом Аркадием. Фильмы и роли: 1963: «При исполнении служебных обязанностей» (полярник); 1964: «Аптекарша», ВГИК, к/м (Обтесов, поручик); 1965: «Время, вперед!» (Костя Ищенко), «Лунные ночи» (бригадир); 1966: «Два билета на дневной сеанс» (Егор Сиротин), «Серая болезнь» (милиционер); 1967: «Встречи», ГДР, тв (Максим), «Стюардесса», тв, к/м (пилот), «Я Вас любил…» (Борис Афанасьевич); 1968: «Времена года. Четвертый папа», тв (Федор Майков), «Золотой теленок» (пассажир), «Шестое июля» (Попов); 1969: «Золото» (Николай Железнов), «Красная палатка» (Страубе); 1970: «Бег» (Головин), «Белорусский вокзал» (Саша), «Море в огне» (солдат), «На дальней точке», тв (эп.), «Обратной дороги нет», тв (Гонта), «Спеши строить дом», тв (Николай Егорович); 1971: «Если ты мужчина» (Виктор Лопарев), «Красная метель» (Миша Артюхов), «Нюркина жизнь» (Женька), «Старики-разбойники» (Володя), «Ты и я» (Валька); 1972: «Адрес вашего дома» (Иван Бессмертный-кибернетик); 1973: «Истоки» (Венька Исаков), «Парашюты на деревьях», тв (Иван Мельников); 1974: «Контрабанда» (Иван), «Личная жизнь» (Николай), «Марина» (безногий), «Отроки во вселенной» (брат юного космонавта), «Птицы над городом» (браконьер); 1974–1977: «Рожденная революцией», тв (Кутьков); 1975: «Дожить до рассвета» (боец), «Крестьянский сын» (Паша), «От зари до зари» (Игнат Елсуков); 1976: «SOS над тайгой» (Жамин), «Легенда о Тиле» (капитан Корнюин), «Память земли», тв (Ивахненко), «Поле перейти» (председатель колхоза); 1977: «Вечный зов», тв (шахтер), «Доброта» (учитель), «Исчезновение» (Василек), «Мимино» (шофер), «Хомут для Маркиза» (шофер), «Человек, которому везло» (Гришаня); 1978: «Версия полковника Зорина» (Кучерявый), «Ищи ветра…» (урядник), «Недопесок Наполеон III» (дядя Миша), «Сдается квартира с ребенком» (учитель физкультуры), «Сибириада» (вахмистр), «Сын чемпиона» (Можейко), «Человек, которому везло» (Гришаня); 1979: «Опасные друзья» («Утюг»); 1980: «Тегеран-43» (террорист), «Шальная пуля» (эп.); 1981: «Линия жизни», тв (бурильщик), «Подснежники и эдельвейсы» (Федулов), «Право на выстрел» (капитан Иванов); 1982: «Инспектор Лосев», тв (Сивоконь); 1983: «Ворота в небо» (старшина), «Духовой оркестр», к/м (Воскобойников), «К своим» (Кабанов), «Люблю. Жду. Лена» (односельчанин), «Тревожное воскресение» (Петр Гонтарь); 1984: «Если можешь, прости…» (милиционер), «Зачем человеку крылья» (Шурка), «Очень важная персона» (председатель колхоза), «Первая конная» (Сомов); 1985: «Господин гимназист» (патрульный), «Жил отважный капитан» (старшина Бондарь), «Иван Бабушкин», тв (унтер), «Не ходите, девки, замуж» (архитектор); 1986: «Голова Горгоны» (Мавлюта), «К расследованию приступить. Версия», тв (Аркадий Крынкин), «Постарайся остаться живым» (немец); 1987: «Акция» (Ванин), «Испытатели», тв (Смирнов), «По траве босиком» (директор ПТУ), «Причалы» (Ступаков); 1988: «Лошадка, везущая хворосту воз», к/м (Иван); 1989: «Смиренное кладбище» (Борька-йог); 1992: «Наш пострел везде поспел» («Аукцион») (пахан). Фотографии из личного архива Александра Январёва |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru