Юдин Николай Леонидович

Yudin-N-2Юдин Николай Леонидович
Родился 1 мая 1899 года.
Умер 27 декабря 1986 года.

Николай Юдин родился в деревне Мытищи Московской губернии. Его отец Леонид Анисимович Юдин (1865–1933) работал столяром Мытищинского вагоностроительного завода, в последние годы – лифтёром в 1-й транспортной типографии в Москве. Мать Юлия Николаевна (1880–1962) была домашней хозяйкой, в поздние годы – общественным санитарным инспектором. С 1906 года семья Юдиных проживала в Москве.

В 1908 году Николая отдали в городское начальное училище, которое он окончил в 1913 году. В 15 лет начал трудовую деятельность: сначала «мальчиком»-продавцом, затем – заведующим кроватно-хозяйственным отделом магазина «Мюр и Мерилиз». Одновременно, с 1916 по 1917 годы, учился на режиссёрских курсах.

С 1917 года Юдин служил в Красной гвардии, выполнял ряд поручений в разведке, участвовал в боевых действиях: разгроме кадетов в Кремле, выбивании белогвардейцев с телефонной станции и из гостиницы «Метрополь».

В 1919 году Николай Юдин поступил в драматическую студию Пролеткульта городского района, затем переведён в центральную студию, где по заданию ПУРа была организована 18-я фронтовая труппа, выступавшая с двумя пьесами – «Красная правда» А.А. Вермишева и «Гибель надежды» Г. Гейерманса. С 1921 года, с момента создания Первого рабочего театра Пролеткульта, Николай Юдин состоял в его труппе вплоть до ликвидации театра в 1932 году. Параллельно, по совместительству, играл в Мастерской Н.М. Фореггера (Мастфоре), 1-м Московском областном передвижном балетном коллективе.

В период с 1933 по 1937 годы Николай Юдин работал ответственным руководителем кукольного театра системы УТЗП, руководителем самодеятельности клуба Ярославской железной дороги и клуба имени Ионова Октябрьской железной дороги, художественным руководителем 1-го краевого театра в Иркутске (по договору с Посредрабисом), участвовал в организации Черемховского ТРАМа.

По возвращении в Москву с апреля 1937 года по октябрь 1938 года Николай Юдин трудился режиссёром-организатором детского городка Центрального парка культуры и отдыха имени М. Горького. С 1938 года начал сниматься в крохотных эпизодах на киностудии «Мосфильм» и постепенно переключился на работу в кино. До начала Великой Отечественной войны успел сняться в ряде известных фильмов, таких как «Девушка с характером» (завхоз), «Подкидыш» (дворник), «Поднятая целина» (колхозник), «Степан Разин» (глашатай на площади) и других. Параллельно, с 1939 по 1941 годы, по договору работал старшим лаборантом на режиссёрском факультете ВГИКа.

1 августа 1941 года Николай Юдин был призван в ряды РККА. До апреля 1942 года служил санитаром на санитарном поезде № 215, затем на протяжении пяти месяцев – стрелком 150-го западного стрелкового полка. С сентября 1942 года занимался организацией армейской художественной самодеятельности и до момента демобилизации 14 сентября 1945 года проходил службу в качестве красноармейца-артиста на 1-м и 3-м Украинских фронтах. Награждён медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

Демобилизовавшись из армии, Николай Леонидович был принят в труппу вновь созданного Московского драматического театра (в будущем – Театр на Малой Бронной), где работал по январь 1955 года. Играл в спектаклях: «Братья» А.Д. Салынского (Ястребов), «Принц и нищий» М. Твена (Дик и главный дворецкий), «Двадцать лет» Е.В. Рогозинской (Соколенко), «Назар Стодоля» Т.Г. Шевченко (кобзарь), «Пути-дороги» И. Франко (дед Пахом), «Алёша Пешков» по М. Горькому (повар Смурый), «Светит да не греет» А.Н. Островского (Илья), «Мёртвая хватка» Д. Голсуорси (Смолли), «Женитьба Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьёва (слуга Прохор), «Не называя фамилий» В.П. Минко (Карпо Сидорович) и других. Актёрскую деятельность совмещал с общественной: был председателем месткома и секретарём парторганизации театра.

В январе 1955 года Николай Юдин из театра был переведён в систему ВЦСПС, затем до марта 1960 года трудился в качестве руководителя художественной самодеятельности в п/я 3715 и ЖЭКе № 6.

Начиная с 1960 года, Николай Леонидович работал исключительно в кино, снимаясь по договорам на Киностудии имени М. Горького и «Мосфильме». Типажно он как нельзя лучше подходил на роли людей из народа, и режиссёры использовали его именно в этом качестве. Наиболее активно Юдин начал сниматься во второй половине 1960-х, зачислив в свою творческую копилку несколько десятков небольших ролей и эпизодов. Решающей для актёра стала встреча с Евгением Матвеевым, который снял его в своих картинах: «Смертный враг» (дед-голодающий), «Любовь земная» и «Судьба» (дед Макар), а также помог в июне 1978 года вступить в Союз кинематографистов СССР.

Среди заметных ролей Николая Юдина в кино: беззубый гость («Скверный анекдот»), Барышок («Бабье царство»), гримёр («Раба любви»), дед («Фронт без флангов»), дед Гаврила («Емельян Пугачёв»), Осипович («Подпольный обком действует»), дед Юдин («Ещё до войны»), дед Кондрат («Прелюдия судьбы»).

Николай Юдин не был женат, наследников после себя не оставил. Похоронен вместе с родителями на Пятницком кладбище.

Фильмы и роли:

1932: «Изящная жизнь» (боцман); 1939: «В поисках радости» (старец), «Девушка с характером» (завхоз), «Ночь в сентябре» (санитар), «Подкидыш» (дворник), «Поднятая целина» (колхозник), «Степан Разин» (глашатай на площади); 1941: «БКС № 1» (зритель в кинотеатре); 1958: «Капитанская дочка» (священник); 1959: «Василий Суриков» (поп), «Отчий дом» (плотник), «Песня о Кольцове» (Савелий), «Спасенное поколение» (сторож в школе); 1959-1961: «Поднятая целина» (старик); 1960: «Прощайте, голуби» (мастер), «Русский сувенир» (поп), «Рыжик» (нищий); 1961: «Командировка» (сторож), «Мир входящему» (раненый солдат); 1962: «Здравствуйте, дети» (садовник); 1963: «Два воскресенья» (человек у телефонной будки), «Тропы Алтая» (пьяный шорник); 1964: «Дальние страны» (старый колхозник), «Метель» (слуга на балу), «Сказка о потерянном времени» (рыбак); 1965: «Дайте жалобную книгу» (скрипач), «Наш дом» (сомнительный), «Сердце матери» (человек на похоронах); 1966: «Одни», к/м (возница), «Скверный анекдот» (беззубый гость); 1967: «Бабье царство» (Барышок), «Вий» (монах), «Они живут рядом» (продавец), «Пароль не нужен» (партизан), «Ташкент — город хлебный» (старик), «Три тополя на Плющихе» (пассажир в очках); 1968: «Братья Карамазовы» (монах); 1969: «Директор» (старик); 1970: «Баллада о Беринге и его друзьях» (священник), «Бег» (монах), «Серебряные трубы» (пассажир трамвая); 1971: «Смертный враг» (дед); 1972: «Огоньки» (старик), «Сибирячка» (старый колхозник); 1973: «Надежда» (рабочий Прихотько); 1974: «Вечный зов», тв (поп), «Иван да Марья» (дед), «Любовь земная» (дед Макар), «Фронт без флангов» (старик-крестьянин); 1975: «О чем не узнают трибуны» (болельщик), «Раба любви» (гример); 1976: «Огненное детство» (старый казак), «Стажер» (сторож больницы); 1977: «В профиль и анфас» (дед), «Поединок в тайге» (дед), «Право на любовь» (священник), «Судьба» (дед Макар), «Фронт за линией фронта» (старик-крестьянин); 1978: «Емельян Пугачев» (дед Гаврила), «Подпольный обком действует», тв (Осипович, дед-партизан); 1980: «Эскадрон гусар летучих» (монах); 1982: «Еще до войны», тв (дед Юдин), «Иван», тв (Петрович); 1984: «Побег», к/м (роль), «Прелюдия судьбы» (дед Кондрат).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru