Зайцев Алексей Никифорович

Zaitsev-2Зайцев Алексей Никифорович
Родился 28 марта 1939 года.

Алексей Зайцев родился в деревне Игумново Горьковской области. Его отец работал на заводе вальцовщиком, а мать была домашней хозяйкой. В 15 лет Алексей увлекся театром и стал посещать художественную самодеятельность, которая находилась в 10-ти километрах от деревни в клубе соседнего поселка, куда он каждый день ходил пешком.

Окончив школу, Алексей поехал поступать в Горьковское театральное училище, но потерпел неудачу. Причиной стал его маленький рост и окающее произношение.

На экзаменах Зайцева заметил местный театральный режиссер Григорий Исаакович Залкинд и стал с ним заниматься, переучивая Алексея произношению на «а». Затем Григорий Исаакович пригласил Зайцева в Дзержинский театр на роль Олега в спектакль «В поисках радости», который имел большой успех у зрителей. В «Горьковской правде» была напечатана положительная рецензия, а роль Зайцева названа самой лучшей. С этим спектаклем Алексей побывал на гастролях в Муроме, Владимире и Горьком.

В конце 1950-х годов Залкинд уехал работать в Москву режиссером на Центральное телевидение. В 1959 году за учителем решился поехать в столицу и Зайцев. Не имея средств, он устроился кочегаром в поезд и, таким образом, добрался до Москвы.

Алексей Зайцев подал документы во все театральные ВУЗы столицы. Последним на его пути оставалось Театральное училище имени Щукина. Находясь в гостях у Григория Исааковича, он познакомился с Евгением Евтушенко. Поэт специально для Зайцева написал стихи, которые помогли ему поступить. Алексей был зачислен на курс Леонида Моисеевича Шихматова и Иосифа Матвеевича Рапопорта.

Еще будучи студентом, Алексей дебютировал в кино в эпизоде фильма Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер». Затем последовали Женька в «Алешкиной любви» и Николай Сорокин в «Колыбельной». К сожалению, кино не сумело по достоинству оценить талант Зайцева, используя его в небольших ролях и эпизодах, в основном, характерного плана, что, однако, не помешало ему создать живые и запоминающиеся образы. Для Зайцева, как актера, всегда важно было внутреннее раскрытие образа героя, его психологическая сторона. К лучшим киноработам Алексея Никифоровича относятся Коханюк в «Пяди земли», Мусиенко в «Огне» и «Белом круге», Митроха в «Возьми меня с собой», Селифан в «Мертвых душах», Недосека в «Знаке беды», Коля-Олег в «Плюмбуме, или Опасной игре», Антон в «Дамском портном».

Закончив Щуку в 1963 году, Зайцев должен был отслужить в армии, но, вместо этого, он уехал сниматься в «Пяди земли», а затем поступил сначала в ТЮЗ к Борису Голубовскому, а затем перешел в Театр имени Пушкина. Из-за перипетий с армией, Зайцеву не выдавали диплом, соответственно нигде его подолгу не могли держать на работе. В итоге, после всех мытарств, Алексей Никифорович получил диплом только через несколько лет после окончания училища.

В 1967 году Алексей Зайцев написал киносценарий «Ракушечный остров», который согласился поставить его друг, режиссер Вадим Дербенев. Но киношному начальству эта идея пришлась не по душе и, в итоге, фильм не состоялся. Дербенев уехал в Молдавию снимать картину «Рыцарь мечты», а Зайцева взяли на Центральное телевидение режиссером документального и научно-популярного кино, где он отработал около двух лет. Затем Алексея Никифоровича приняли в Театр имени Ленинского комсомола, но и там актер задержался недолго.

В этот период Григорий Залкинд втихаря, неофициально поставил спектакль «Сторож» по пьесе Гарольда Пинтера с Алексеем Зайцевым в главной роли. Затем последовали «Ричард III», «Стулья», «Городская комедия». Параллельно Зайцев сделал моноспектакль «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Все эти постановки игрались подпольно во всевозможных подвалах, которые они сами и находили, из-за чего подвергались бесконечным гонениям от властей.

В 1971 году в жизни Алексея Никифоровича появился Театр на Таганке, который очень подходил ему по духу и мироощущению. Здесь он сыграл Мармеладова в «Преступлении и наказании», Лояля в «Тартюфе» и другие роли.

Отработав на Таганке девять лет, актер переходит сначала в Театр имени Моссовета, а затем в Театр сатиры, где так же, как и в предыдущих театрах, продержался недолго. После очередного «подпольного» показа «Сторожа» Залкинда и Зайцева «загребли» в милицию, в результате чего Григория Моисеевича выгнали с телевидения, а Алексея Никифоровича из театра.

Следующим был Театр имени Станиславского, где Зайцев играл в «Двух веронцах» и в «Собачьем сердце» Шарикова. Но тут произошла, ставшая уже обычной, встреча с милицией, в результате которой Алексея Никифоровича на 45 суток отправили в психушку, где он успел написать пьесу «Остановка в пустыне». Руководство театра получило справку о том, что Зайцев болен шизофренией, и он был благополучно уволен.

В конце 1980-х годов, в эпоху наступившей гласности, Алексей Зайцев осуществил поставку «Остановки в пустыне», за что получил первый приз во Франции и был приглашен в сначала в Эдинбург, а затем в Лондон и Оксфорд. В каждом из городов им было сыграно по десять спектаклей.

Последними театрами, на сцену которых выходил актер, были «Сфера» и «Мел». Они не стали исключениями в большом перечне театров, которые Зайцев покинул, отработав несколько сезонов. Алексей Никифорович продолжает эпизодически сниматься. Им написано три пьесы, два сценария и множество стихов.

Семейная жизнь Зайцева не сложилась. Его супруга работала ассистентом режиссера на телевидении. Прожив с актером несколько лет, она не выдержала его «подпольной» жизни и постоянных гонений. Их дочь Мария сейчас живет в Берлине, работает художником-дизайнером.

Фильмы и роли:

1958: «Ветер» (делегат); 1960: «Алешкина любовь» (Женя), «Колыбельная» (Николай Сорокин); 1961: «Мир входящему» (солдат), «Обманутые» (роль), «С днем рождения» (Петюнька); 1962: «Половодье» (рыбак), «Увольнение на берег» (матрос); 1963: «При исполнении служебных обязанностей» (морячок); 1964: «Остров Колдун» (Жгутов), «Пядь земли» (Коханюк); 1965: «Время, вперед!» (участник самодеятельности), «Приезжайте на Байкал» (молодой рыбак), «Там, где цветут эдельвейсы» (солдат); 1966: «Герой нашего времени. Бэла» (солдатик); 1967: «Браслет-2» (эп.); 1968: «Братья Карамазовы» (каторжник); 1970: «Встряска», тв, к/м (художник иконописной мастерской), «Соло», тв, к/м (роль); 1971: «Двенадцать стульев» (сотрудник Дома Народов); 1972: «Летние сны» (конферансье), «Свеаборг», тв (Власенко, солдат); 1973: «Огонь» (Мусиенко), «Черный принц» (Водовозов); 1974: «Белый круг» (Мусиенко); 1975: «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (Ерошин), «Ральф, здравствуй! Чип», тв (милиционер); 1977: «Бирюк» (2-й мужик); 1978: «Ветер странствий» (дядя Платон); 1979: «Возьми меня с собой» (Митроха); 1981: «Дядюшкин сон», тв (Афанасий Матвеевич), «Единственный мужчина», тв (Константин), «Перед закрытой дверью» (Сергей); 1982: «Василий Буслаев» (Потаня); 1984: «Зудов, вы уволены!» (кинолюбитель), «Мертвые души», тв (Селифан); 1985: «В. Давыдов и Голиаф», тв, к/м (мастер завода); 1986: «Знак беды» (Недосека), «Плюмбум, или Опасная игра» (Коля-Олег), «Человек, который брал интервью» (Бейкер); 1987: «Объездчик», к/м (односельчанин Игната); 1988: «Хлеб – имя существительное», тв (Карпушка); 1989: «Кошкодав Сильвер» (Леха), «Под ступеньками», тв (мужчина с дудочкой), «Смиренное кладбище» (ловец собак); 1990: «Дамский портной» (Антон), «Прости нас, мачеха Россия», тв (Шмакин); 1992: «Тишина», тв (Михаил Никифорович); 1993: «Наводнение» (роль); 1997-2002: «Самозванцы», тв (родственник Маши); 1999: «Очаровательные негодники», тв (террорист); 2000: «Третьего не дано», тв (роль); 2001: «Леди босс», тв (рыбак), «Саломея», тв (кучер); 2002: «Тайна лебединого озера», тв (старик); 2003: «Бумер» (тракторист), «Спасибо» (житель города); 2004: «Солдаты», тв (самогонщик); 2005: «Таксистка 2», тв (Вадим Фролович, вахтер); 2006: «Сволочи» (сторож).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru