
Зайцев Алексей Никифорович
Алексей Зайцев родился в деревне Игумново Горьковской области. Его отец работал на заводе вальцовщиком. Мать занималась домашним хозяйством. В 15 лет Алексей увлёкся театром и стал заниматься в художественной самодеятельности, которая находилась в десяти километрах от деревни в клубе соседнего посёлка. Путь туда и обратно он ежедневно проделывал пешком. Окончив школу, Алексей поехал поступать в Горьковское театральное училище, но потерпел неудачу. Причиной тому стали его маленький рост и окающее произношение. На экзаменах Зайцева заметил местный театральный режиссёр Григорий Исаакович Залкинд и стал с ним заниматься, переучивая произношению на «а». Затем Григорий Исаакович пригласил Зайцева в Дзержинский театр на роль Олега в спектакль «В поисках радости» по пьесе В.С. Розова, который имел большой зрительский успех. В «Горьковской правде» была напечатана положительная рецензия, а роль Зайцева названа самой лучшей. С этим спектаклем юный артист побывал на гастролях в Муроме, Владимире и Горьком. В конце 1950-х годов Залкинд уехал работать в Москву режиссёром на Центральное телевидение. В 1959 году за учителем в столицу отправился и Зайцев. Не имея денежных средств, он устроился кочегаром в поезд и, таким образом, добрался до Москвы. Там молодой человек подал документы во все театральные вузы столицы, в том числе и Театральное училище имени Б.В. Щукина, остававшееся последним на его пути. Находясь в гостях у Григория Исааковича, он познакомился с поэтом Евгением Евтушенко, который специально для Зайцева написал стихи, которые помогли ему поступить. Алексей был зачислен на курс Леонида Моисеевича Шихматова и Иосифа Матвеевича Рапопорта. Ещё будучи студентом, Алексей Зайцев дебютировал в кино в эпизоде фильма Александра Алова и Владимира Наумова «Ветер». Затем последовали Женька в «Алёшкиной любви» и Николай Сорокин в «Колыбельной». К сожалению, кино не сумело по достоинству оценить талант Зайцева, используя его в небольших ролях и эпизодах, в основном, характерного плана. Однако это не помешало ему создать живые, запоминающиеся образы. Для Зайцева, как актёра, всегда важно было внутреннее раскрытие образа героя, его психологическая сторона. К лучшим киноработам Алексея Никифоровича относятся Коханюк в «Пяди земли», Мусиенко в «Огне» и «Белом круге», Митроха в «Возьми меня с собой», Селифан в «Мёртвых душах», Недосека в «Знаке беды», Коля-Олег в «Плюмбуме, или Опасной игре», Антон в «Дамском портном». Закончив Щуку в 1963 году, Зайцев должен был отслужить в армии, но, вместо этого, уехал сниматься у Андрея Смирнова в «Пяди земли». Затем он поступил Московский ТЮЗ к Борису Голубовскому, а оттуда перешёл в Театр имени имени А.С. Пушкина. Из-за перипетий с армией Зайцеву не выдавали диплом, соответственно нигде подолгу его не могли держать на работе. В итоге, после всех мытарств, Алексей Никифорович получил заветный документ только через несколько лет после окончания училища. В 1967 году Алексей Зайцев написал киносценарий «Ракушечный остров», который согласился поставить его друг, режиссёр Вадим Дербенев. Но киношному начальству эта идея пришлась не по душе и, в итоге, фильм не состоялся. Дербенёв уехал в Молдавию снимать картину «Рыцарь мечты», а Зайцева взяли на Центральное телевидение режиссёром документального и научно-популярного кино, где он отработал около двух лет. Затем Алексея Никифоровича приняли в Театр имени Ленинского комсомола, но и там актёр задержался недолго. Сыграл Афиногешу в «Перекрёстке судьбы» А.А. Антокольского, Юрочку в «Дождь – хорошая погода» М.С. Шатерниковой, Дуремара в «Золотом ключике» по А.Н. Толстому и другие роли. В этот же период Григорий Залкинд неофициально поставил спектакль «Сторож» по пьесе Гарольда Пинтера с Алексеем Зайцевым в главной роли. Затем последовали «Ричард III» В. Шекспира, «Стулья» Э. Ионеско, «Городская комедия». Параллельно Зайцев сделал моноспектакль «Все мы вышли из гоголевской “Шинели”». Эти постановки игрались «подпольно» во всевозможных подвалах, которые они сами и находили, из-за чего подвергались бесконечным гонениям властей. В 1971 году в жизни Алексея Никифоровича появился Театр на Таганке, который очень подходил ему по духу и мироощущению. Здесь он сыграл Мармеладова, Неизвестного, священника и отставного провиантского в «Преступлении и наказании» по Ф.М. Достоевскому, Лояля в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера, Чебутыкина в «Трёх сёстрах» А.П. Чехова, Медведева в «На дне» М. Горького и другие роли. Всего на Таганке актёр отработал девять лет, с перерывом в 1972–1979 гг., когда короткие сроки играл в Театре имени Моссовета и Театре имени К.С. Станиславского. На эти сцены выходил в образах Джеймса Эллиса в «Глазами клоуна» Г. Бёлля, Дергачёва в «Последней жертве» А.Н. Островского, Степана Горелова в «Я всегда улыбаюсь» Я.А. Сегеля, Савченкова в «Турбазе» Э.С. Радзинского, Шарикова в «Собачьем сердце» по М.А. Булгакову и других. Параллельно официальной творческой деятельности, Зайцева постоянно сопровождала другая, «подпольная», доставлявшая ему множество проблем. После очередного неофициального показа «Сторожа» Залкинда и Зайцева «загребли» в милицию, в результате чего Григория Моисеевича выгнали с телевидения, а Алексея Никифоровича из театра. Позднее состоялась ещё одна встреча актёра с милицией, в результате которой он на 45 суток отправился в психушку, где успел написать пьесу «Остановка в пустыне». Руководство театра получило справку о том, что Зайцев болен шизофренией, и благополучно его уволило. В конце 1980-х годов, в эпоху наступившей гласности, Алексей Зайцев осуществил поставку «Остановки в пустыне», за что получил первый приз во Франции и был приглашён в сначала в Эдинбург, а затем в Лондон и Оксфорд. В каждом из городов им было сыграно по десять спектаклей. Последними театрами, на сцену которых выходил актёр, были «Сфера» и «Мел». Они не стали исключениями в большом перечне театров, которые Зайцев покинул, отработав несколько сезонов. Алексей Никифорович продолжал эпизодически сниматься. Им написано три пьесы, два сценария и множество стихов. Семейная жизнь Зайцева не сложилась. Его супруга работала ассистентом режиссёра на телевидении. Прожив с актёром несколько лет, она не выдержала его «подпольной» жизни и постоянных гонений. Их дочь Мария сейчас живет в Берлине, работает художником-дизайнером. Последние годы жизни Алексей Никифорович прожил в деревне Петряевка Нижегородской области, где и похоронен. Фильмы и роли: 1958: «Ветер» (делегат); 1960: «Алешкина любовь» (Женя), «Колыбельная» (Николай Сорокин); 1961: «Мир входящему» (солдат), «Обманутые» (роль), «С днем рождения» (Петюнька); 1962: «Половодье» (рыбак), «Увольнение на берег» (матрос); 1963: «При исполнении служебных обязанностей» (морячок); 1964: «Остров Колдун» (Жгутов), «Пядь земли» (Коханюк); 1965: «Время, вперед!» (участник самодеятельности), «Приезжайте на Байкал» (молодой рыбак), «Там, где цветут эдельвейсы» (солдат); 1966: «Герой нашего времени. Бэла» (солдатик); 1967: «Браслет-2» (эп.); 1968: «Братья Карамазовы» (каторжник); 1970: «Встряска», тв, к/м (художник иконописной мастерской), «Соло», тв, к/м (роль); 1971: «Двенадцать стульев» (сотрудник Дома Народов); 1972: «Летние сны» (конферансье), «Свеаборг», тв (Власенко, солдат); 1973: «Огонь» (Мусиенко), «Черный принц» (Водовозов); 1974: «Белый круг» (Мусиенко); 1975: «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (Ерошин), «Ральф, здравствуй! Чип», тв (милиционер); 1977: «Бирюк» (2-й мужик); 1978: «Ветер странствий» (дядя Платон); 1979: «Возьми меня с собой» (Митроха); 1981: «Дядюшкин сон», тв (Афанасий Матвеевич), «Единственный мужчина», тв (Константин), «Перед закрытой дверью» (Сергей); 1982: «Василий Буслаев» (Потаня); 1984: «Зудов, вы уволены!» (кинолюбитель), «Мертвые души», тв (Селифан); 1985: «В. Давыдов и Голиаф», тв, к/м (мастер завода); 1986: «Знак беды» (Недосека), «Плюмбум, или Опасная игра» (Коля-Олег), «Человек, который брал интервью» (Бейкер); 1987: «Объездчик», к/м (односельчанин Игната); 1988: «Хлеб – имя существительное», тв (Карпушка); 1989: «Кошкодав Сильвер» (Леха), «Под ступеньками», тв (мужчина с дудочкой), «Смиренное кладбище» (ловец собак); 1990: «Дамский портной» (Антон), «Прости нас, мачеха Россия», тв (Шмакин); 1992: «Тишина», тв (Михаил Никифорович); 1993: «Наводнение» (роль); 1997-2002: «Самозванцы», тв (родственник Маши); 1999: «Очаровательные негодники», тв (террорист); 2000: «Третьего не дано», тв (роль); 2001: «Леди босс», тв (рыбак), «Саломея», тв (кучер); 2002: «Тайна лебединого озера», тв (старик); 2003: «Бумер» (тракторист), «Спасибо» (житель города); 2004: «Солдаты», тв (самогонщик); 2005: «Таксистка 2», тв (Вадим Фролович, вахтер); 2006: «Сволочи» (сторож). |
© 2015 - 2025 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru