Засухин Николай НиколаевичЗасухин Николай Николаевич Николай Засухин родился в посёлке Троцк Самарской губернии. Его отец Николай Владимирович Засухин (1892-1967) был родом из Мурома, из семьи поставщиков мяса царскому двору. Учился в Московском коммерческом училище, в период учёбы в котором познакомился со своей будущей женой Марией Васильевной (1896-1981), уроженкой Москвы, и по окончании училища вместе с ней уехал работать на Сергиевский завод взрывчатых веществ. Там в 1914 году у них родился первенец – сын Владимир, проживший короткую, но интересную жизнь. В юности он подавал надежды на литературном поприще, учился в институте, получал похвалы от самого Михаила Шолохова, пророчившего ему хорошее будущее. Но всему этому не суждено было сбыться. В 1941 году Владимир ушёл на фронт и через год погиб в бою. Николай же по окончании школы в 1940 году Чапаевским РВК Куйбышевской области был призван в ряды Красной армии. С августа 1940 года по сентябрь 1941 года учился в Челябинском краснознамённом военном авиационном училище стрелков-бомбардиров, затем до декабря 1941-го – в Военном аэросанном училище города Котласа. С декабря 1941 года по март 1943 года в качестве командира боевых аэросаней Засухин служил в 16-м отдельном аэросанном батальоне Северо-Западного фронта и 54-м отдельном аэросанном батальоне Сталинградского фронта. С мая 1943-го по май 1944-го был старшиной роты, а с мая 1944 года, в связи с полученным ранением, продолжал службу в качестве чертёжника в Котласе и Петрозаводске. В ноябре 1946 года Николай Засухин был демобилизован и вернулся к родителям. Ещё в юношеские годы вместе с ними он принимал участие в постановках драматического кружка Чапаевского клуба, и с тех пор не оставлял мечту стать артистом. Теперь же, когда встал вопрос о выборе профессии, он, не задумываясь, решил попробовать себя именно в этом направлении. По совету отца отправился в Москву к своему дяде, тогда уже известному театральному актёру Петру Александровичу Константинову, который порекомендовал племяннику попытаться поступить в один из столичных театральных ВУЗов. Но время приёмных экзаменов уже прошло, а терять целый год Николаю не хотелось, поэтому, воспользовавшись советом всё того же Константинова, он уехал в Куйбышев и в феврале 1947 года поступил в студию Куйбышевского театра имени М. Горького. Буквально с первых же шагов стал принимать участие в спектаклях театра и после окончания студии в мае 1948 года прочно закрепился в его труппе, со временем выдвинувшись в число ведущих артистов. Засухин был плотно занят в репертуаре театра, играл самые разнообразные роли: Геннадия Лапшина («В поисках радости» В.С. Розова), Гошу Филиппова («Чудесный сплав» В.М. Киршона), Виктора («Иркутская история» А.Н. Арбузова), Пётра Артамонова («Дело Артамоновых» М. Горького), Отелло («Отелло» В. Шекспира), Бориса Годунова («Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого), Свеколкина («Обыкновенный человек» Л.М. Леонова), Федю Протасова («Живой труп» Л.Н. Толстого), Ричарда III («Ричард III» В. Шекспира) и многие другие. Там же, в Куйбышеве, Николай Засухин нашёл своё личное счастье. После окончания Театрального училища имени Б.В. Щукина в 1952 году в театр имени М. Горького была распределена Нинель Ильинична Сильверс, с которой Засухин впервые встретился ещё в Москве, в момент попыток поступлений в театральные институты. Молодые люди сблизились и поженились, прожив вместе счастливых сорок лет. В 1963 году в их семье родилась дочь Александра. Творческая судьба Николая Засухина складывалась в Куйбышеве очень успешно. После исполненной им роли Ричарда III он прогремел на весь Советский Союз. Во время гастролей театра в Москве в 1961 году его и Нинель Ильиничну приглашала работать во МХАТ Алла Константиновна Тарасова, но в тот момент они были заняты в большинстве спектаклей Куйбышевского театра и не могли подвести свой коллектив. Однако во время вторых гастролей в 1968 году Тарасовой всё же удалось убедить супругов переехать в Москву. Произошло это не сразу, постепенно, так как потребовалось время, чтобы ввести на их роли других исполнителей. С началом сезона 1972/1973 года Николай Николаевич и Нинель Ильинична Засухины официально стали артистами МХАТа. К ним хорошо отнеслись старики, но художественный руководитель театра Олег Николаевич Ефремов не спешил загружать их работой. Вскоре Николаю Николаевичу доверили образ В.И. Ленина в «Кремлёвских курантах» Н.Ф. Погодина, а Нинель Ильиничну стали вводить во вторые составы идущих спектаклей. После пережитого успеха в Куйбышеве такое положение дел Засухиных не слишком устраивало, но менять всё в обратную сторону было слишком поздно. В результате Николаем Засухиным за 20 лет служения мхатовской сцене было сыграно 17 ролей, среди которых: Иван («Иван и Ваня» Л.Н. Чекалова), Мамелюк («Мятеж» по Д. Фурманову), Фёдор Карлыч («Эшелон» М.М. Рощина), Фабиг («Возчик Геншель» Г. Гауптмана), дядя Митя («Тамада» А.М. Галина) и другие. После перехода во МХАТ за Николаем Засухиным прочно закрепилось амплуа социального героя. То же самое с ним произошло и в кинематографе, где он дебютировал в 1967 году в роли заместителя Председателя Совета министров в фильме «Твой современник» Юлия Райзмана. Чаще всего ему приходилось играть высокого ранга чиновников, которые получались у него очень убедительными. Они не выглядели послушными функционерами, за каждым из них чувствовался характер, интересная индивидуальность. Особенно стоит выделить Смоленцева («Комитет 19-ти»), Шарапова («Гонки по вертикали»), Соколовского («Взятка»), полковника Макарова («ТАСС уполномочен заявить…»), Орешникова («Картина»). Но были в череде подобных ролей и счастливые исключения, как, например, немецкий офицер Оскар Папке («Щит и меч»), лже-Никодимов («Свой среди чужих, чужой среди своих»), пенсионер Железненький («Развлечение для старичков»), в образах которых актёру удалось показать себя с несколько иной стороны. Также Николаю Засухину неоднократно приходилось воплощать на экране образ Министра иностранных дел СССР В.М. Молотова («Солдаты свободы», «Победа», «Битва за Москву» и др.). В 1982 году Нинель Ильиничну поставили в театре перед выбором: либо она уйдёт на пенсию, либо будет уволена по профнепригодности. Ей пришлось выбрать первое. Через несколько лет похожий разговор ожидал и Николая Николаевича. Только, в отличие от супруги, он беседовал лично с Ефремовым, по воспоминаниям очевидцев, вышел из его кабинета очень подавленным, с покрасневшим лицом. В результате, после раздела МХАТа он остался в труппе Татьяны Дорониной, но успел сыграть совсем немного. После пережитого потрясения его стало подводить сердце. Актёр лечился в клинике, ездил в мхатовский санаторий и до последнего не сдавался. Сыграл Луку в «На дне» М. Горького, деда Егора в «Прощании с Матёрой» В.Г. Распутина, снялся в роли генерала Сидорина в «Тихом Доне» Сергея Бондарчука, которая стала для него последней. После возвращения со съёмок у Николая Николаевича произошло резкое ухудшение самочувствия. Приехавшая «скорая» не смогла спасти актёра. Похоронили его на Ваганьковском кладбище. Нинель Ильинична Засухина, уйдя со сцены, много лет отработала в качестве дежурной в Музее МХАТа. Но и эту работу в конце 2000-х ей пришлось оставить ввиду сокращения финансирования музея. Фильмы и роли: 1967: «Твой современник» (Георгий Кузьмич, зам. председателя Совета министров), «Щит и меч» (Папке); 1970: «Поезд в завтрашний день» (В.И. Ленин); 1971: «Комитет 19-ти» (Илья Петрович Смоленцев); 1972: «Свеаборг», тв (капитан Власов); 1974: «Все улики против него» (генерал милиции), «Выбор цели» (В.М. Молотов), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (лже-Никодимов); 1974-77: «Хождение по мукам», тв (Беляков); 1976: «Легко быть добрым», тв (Ковалев), «Развлечение для старичков» (Железненький), «Солдаты свободы» (В.М. Молотов); 1978: «До последней капли крови», ПНР (В.М. Молотов), «Текущий день» (Юрий Сергеевич), «Территория» (Робыкин), «Эцитоны Бурчелли», тв (Деревушкин Платон Петрович); 1981: «Любовь моя вечная» (Григорий Русов), «Факты минувшего дня» (Кэррол Найк); 1982: «Инспектор ГАИ» (Михеич); 1983: «Взятка», тв (Соколовский), «Гонки по вертикали», тв (Владимир Иванович, начальник следственной группы), «Подросток», тв (Николай Семенович); 1984: «Победа» (В.М. Молотов), «ТАСС уполномочен заявить…», тв (Макаров); 1985: «Битва за Москву» (В.М. Молотов), «Картина», тв (Орешников), «Мы обвиняем» (Аллен Даллес); 1986: «Конец операции “Резидент”» (Нестеров), «К расследованию приступить. Версия», тв (Царьков), «55 градусов ниже нуля» (директор комбината); 1987: «Консультант по эпохе», к/м (Пятиглазов), «Смысл жизни» (В.М. Молотов); 1988: «В связи с переходом на другую работу», тв (Сирый); 1989: «Женщины, которым повезло», тв (Василий Трофимович), «Закон» (Молотов); 1990: «Война на западном направлении», тв (Молотов), «Уроки в конце весны» (Семенюк); 1992: «Черный квадрат» (Емельянов); 1992-2006: «Тихий Дон», тв, Италия (генерал Сидорин). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru