Жгун Светлана Николаевна

Zhgun-2Жгун Светлана Николаевна
Родилась 5 сентября 1933 года.
Умерла 18 января 1997 года.

Светлана Жгун родилась на Украине, в деревне Яреськи Полтавской области в семье Николая Карповича (1901–?) и Марии Христофоровны (1903–?) Жгун. Отец был военнослужащим, поэтому его семье приходилось перемещаться вместе с ним по разным городам страны.

В 1941 году Николая Карповича перевели по службе в Москву, а Мария Христофоровна с дочерьми уехала погостить к матери в Херсонскую область, в село Князе-Григорьевку. Там их застигла война, в результате чего они были вынуждены провести там всё военное время, вплоть до 1946 года. Когда же, наконец, появилась возможность переехать к Николаю Карповичу в Ленинград, к месту его новой службы, мать с дочерьми поспешили к мужу и отцу. Там Светлана стала ученицей средней школы № 32, окончила восемь классов и в 1950 году поступила в Ленинградский энергетический техникум. Выучившись по специальности «котельные установки», в 1954 году она вышла из техникума дипломированным специалистом и затем два года работала техником-конструктором Ленгорэнергопроекта.

По всей видимости, техническая специальность не слишком интересовала Светлану Жгун, её больше привлекала творческая стихия. В 1956 году она оставила работу и стала студенткой актёрского факультета Ленинградского театрального института имени А.Н. Островского на курсе Бориса Павловича Петровых. Училась вместе с Лилиан Малкиной, Константином Захаровым, Юрием Оськиным, Гелием Сысоевым.

Будучи третьекурсницей, Светлана была приглашена на небольшую роль Нюры в комедию «Не имей сто рублей», а затем сыграла одну из центральных ролей в фильме Юлии Солнцевой «Повесть пламенных лет». Благодаря этому на момент окончания института в 1960 году имя Светланы Жгун уже было на слуху. Она получила приглашение вступить в труппу Ленинградского театра драмы имени А.С. Пушкина, дебютировала на его сцене в роли Аллочки в пьесе «Цветы живые» Н.Ф. Погодина, но продержалась там только два сезона. И причиной этому стали не творческие разногласия, а существенные причины личного характера. В 1961 году Светлана Жгун вышла замуж за художника киностудии «Мосфильм» Александра Тимофеевича Борисова, родила дочь Ладу и больше не могла разрываться между двумя городами. В 1962-м она окончательно перебралась в Москву, став актрисой Театра имени Ленинского комсомола. Блеснула на этой сцене в роли Ларисы Огудаловой в «Бесприданнице» А.Н. Островского, сыграла Тосю в «Двадцать лет спустя» М.А. Светлова. Но, видимо, творческие амбиции актрисы распространялись на более престижные театральные площадки. В июне 1963 года она прошла конкурс на место в труппе Малого театра и была принята в её состав. Здесь проявила себя интересной драматической актрисой, за четыре года сыграла семь ярких ролей: Регину в «Привидениях» Г. Ибсена, Тамару в «Палате» С.И. Алёшина, Тамару Гавриловну в «Главной роли» С.И. Алёшина, Юлию Филипповну в «Дачниках» М. Горького, Веронику в «Страницах дневника» А.Е. Корнейчука, Поликсену в «Правде – хорошо, а счастье – лучше» А.Н. Островского, Юльку в «Нас где-то ждут» А.Н. Арбузова. Параллельно, одна за другой, шли удачные роли в кино: Наташа («Большая руда»), Нюра («Ваш сын и брат»), Настя («Бабье царство») и другие. Но что-то в жизни Светланы Жгун в этот период пошло не так. Что именно, непонятно. С 1 сентября 1967 года она была уволена из Малого театра за систематическое нарушение трудовой дисциплины. В дальнейшем, как творческая единица, Жгун использовалась исключительно в кино. И, надо сказать, что хорошие роли не обходили её стороной. Достаточно вспомнить Анну Серёгину в «Жди меня, Анна», Татьяну в «И был вечер, и было утро», Верку в «Одиножды один», Галину в «Дороге». Но неожиданно, в один миг, всё оборвалось. В период с 1977 по 1989 годы имя Светланы Жгун больше не появлялось в титрах фильмов. Чем она занималась, неизвестно. Удалось только выяснить, что в 1980-е годы Жгун руководила театральным коллективом Московского Дворца культуры имени А.М. Горького.

В 1989 году Светлана Жгун снова появилась на экране в двух небольших ролях в фильмах «А был ли Каротин» Геннадия Полоки и «Любовь с привилегиями» Владимира Кучинского, чем доказала, что за прошедшие годы ничуть не растеряла свой самобытный талант. К сожалению, её возвращение в кино состоялось накануне разрушения системы кинопроизводства и кинопроката, и обе эти работы для большинства зрителей остались незамеченными. Доживи бы Светлана Николаевна до 2000-х годов, то, возможно, произошёл бы новый виток её актёрской карьеры, но она ушла из жизни в январе 1997-го, не оставив на это надежды.

Фильмы и роли:

1959: «Не имей сто рублей» (Нюра); 1960: «Повесть пламенных лет» (Ульяна); 1961: «Будни и праздники» (Нина); 1964: «Большая руда» (Наташа), «Голубая чашка», тв, к/м (Маруся), «Товарищ Арсений» (Стеша Воронова); 1965: «Ваш сын и брат» (Нюра); 1967: «Бабье царство» (Настя); 1968: «Люди на Ниле» (Верка); 1969: «Директор» (Саня), «Жди меня, Анна» (Анна Серегина), «Трое» (Олимпиада); 1970: «И был вечер, и было утро» (Татьяна); 1971: «Телеграмма» (мама больного мальчика); 1972: «А пароходы гудят и уходят», тв (Катя); 1973: «Своя земля», тв (Клавдия, мать Володи); 1974: «Одиножды один» (Верка), «Совесть», тв (Любовь Волощук); 1975: «Дорога», тв (Галина), «Единственная» (женщина в поезде), «Звезда пленительного счастья» (крестьянка), «Надежный человек», тв (Клава); 1976: «Двенадцать стульев», тв (пассажирка парохода), «Опровержение», тв (Лунина); 1977: «Трясина» (жительница деревни); 1989: «А был ли Каротин» (Степанида, соседка Гедройцера), «Любовь с привилегиями» (передовик производства).

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru