Жуков Александр МихайловичЖуков Александр Михайлович Заслуженный артист РСФСР (1940) Александр Жуков родился в Санкт-Петербурге в семье служащего Николаевской железной дороги Михаила Ивановича Жукова (1866–1942) и домашней хозяйки Елизаветы Михайловны Жуковой (в девичестве Тяпкиной, 1870–1938). Среднее образование он получил в гимназии на станции Поповка Николаевской железной дороги. В период учёбы мечтал о театре, о выходе на сцену, поэтому, по окончании гимназии, в июне 1916 года поступил актёром в петроградский Лесной театр. Пребывание его там было недолгим, всего шесть месяцев. В декабре того же года Жуков был призван на военную службу, в состав Лейб-гвардии Финляндского полка. К счастью, это событие не разлучило его со сценой, поскольку он был причислен к актёрской команде при Василеостровском театре. Целых два года Алесандр Жуков совмещал военную службу и актёрскую деятельность, а когда пришёл черёд демобилизации, поступил в школу русской драмы при Александринском театре по классу Романа Борисовича Аполлонского. Параллельно имел разовые выходы на сцены Василеостровского театра и театра «Просвещение» Октябрьской железной дороги. Едва окончив обучение в Школе русской драмы, в конце 1919 года Александр Жуков был призван в Рабоче-крестьянскую Красную армию, где прослужил восемь месяцев в качестве председателя политического просвещения (политпросвета) батальона войск военизированной охраны (ВОХРа). Демобилизовавшись в августе 1920 года, Жуков вернулся к актёрской деятельности. Сначала три сезона он отработал в петроградском театре «Вольная комедия», а затем на протяжении шести лет играл в театрах Смоленска, Псковска и Одессы. Периодически актёр приезжал в Ленинград и Кронштадт для работы в небольших коллективах (театр живой газеты «Станок», Малый драматический театр, театр живой газеты «Молот»), но окончательное возвращение Жукова в северную столицу произошло только в 1929 году. Он уже был опытным артистом, создавшим себе репутацию прекрасного комика-эксцентрика, поэтому и театры он выбирал соответствующего направления. Сначала актёр играл в театре «Кривое зеркало», потом перешёл в театр «Комедия», а в 1933 году явился одним из организаторов Ленинградского Нового театра (будущего Театра имени Ленсовета), на сцену которого выходил на протяжении первых пяти сезонов. Его репертуар там составляли не только характерно-комедийные роли, но и драматические в классических пьесах. Среди них: Телятьев («Бешеные деньги» А.Н. Островского), Кулигин («Три сестры» А.П. Чехова), Гофман («Парижский тряпичник» Ф. Пиа), Князь («Выстрел» А.С. Пушкина), Полежаев («Беспокойная старость» Л.Н. Рахманова) и другие. В 1939 году Александр Жуков перешёл в Ленинградский театр имени Ленинского совета (не путать с преобразованным из Нового театра) под руководством С.Э. Радлова, где стал одним из наиболее заметных актёров. Играл там Карандышева («Бесприданница» А.Н. Островского), графа Кавершема («Идеальный муж» О. Уайльда), Нахимова («Адмирал Нахимов» И.Ф. Луковского), Маринелли («Эмилия Галлотти» Г. Э. Лессинга) и других. В начале Великой Отечественной войны Александр Жуков в сентябре 1941 года присоединился к труппе Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького. Вместе с ним он эвакуировался в Киров, а затем, в феврале 1943-го вернулся в северную столицу. В военный период Александр Михайлович проявил себя с самой лучшей стороны: принимал активное участие в военно-шефских бригадах, выезжал с концертами на фронт, выступал перед бойцами в воинских частях, на кораблях, в госпиталях, на импровизированных сценах читал монологи профессора Полежаева из пьесы «Беспокойная старость» (на её основе в 1936 году был снят знаменитый фильм «Депутат Балтики»), делал инсценировки рассказов А.П. Чехова. За заслуги в военно-шефской работе Жуков был награждён орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Девять лет, проведённые в труппе БДТ, вывели Александра Жукова в число ведущих его актёров. Играл он здесь самые разные роли, раз и навсегда всем доказав, что его дарование многогранное и не ограничивается только лишь острой характерностью. Наиболее яркими у актёра получились образы Фирса и Гаева («Вишнёвый сад» А.П. Чехова), Барклая де Толли («Фельдмаршал Кутузов» В.А. Соловьёва), маркиза Форлипополи («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони), Крикуна («Фронт» А.Е. Корнейчука), Барона («На дне» М. Горького), Мурзавецкого («Волки и овцы» А.Н. Островского), Боба Мерфи («Русский вопрос» К.М. Симонова), Кречинского («Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина), Шалимова («Дачники» М. Горького), Звонцова («Егор Булычов и другие» М. Горького). Не смотря на очевидный успех в Большом драматическом театре, Александр Жуков в июне 1950 года решился на переход в труппу Ленинградского театра комедии. Причём в тот момент этот коллектив переживал не лучший для себя период, поскольку от руководства им был отстранён Николай Павлович Акимов. Но Жуков не стал отступать и последующие девять лет выходил на сцену знаменитого театра. Играл он там, в итоге, немного (Платон Иванович – «Помпадуры и помпадурши» М.Е. Салтыкова-Щедрина; Азаров – «Питомцы славы» («Давным-давно») А.К. Гладкова и др.) и до и после возвращения Акимова в 1956 году, а в 1959-м навсегда ушёл со сцены. Связано это, видимо, было с проблемами со здоровьем. Александр Жуков на протяжении всего творческого пути периодически снимался в кино, но не стал киноартистом. Все его появления на экране носили чисто эпизодический характер. Впервые это произошло в 1924 году в фильме Николая Петрова «Сердца и доллары». Затем был ещё целый ряд малозначительных эпизодов. Наиболее заметными киноработами актёра стали шпион Устиновский в «Огненных годах» Владимира Корш-Саблина и Виолетов, один из пассажиров теплохода, в некогда популярной комедии «Запасной игрок» Семёна Тимошенко. В целом кино не предоставило Жукову и малой толики того, что им было сделано в театре. Александр Михайлович был женат на актрисе Александре Михайловне Даудэ (1903–1966), которая работала в тех же театрах, что и супруг. Детей у них не было. Оставались ли они вместе до конца его дней, или в какой-то момент их пути разошлись, не известно. В мае 1962 года Жуков переехал жить в Ленинградский дом ветеранов сцены имени М.Г. Савиной один, без супруги. Там и скончался. Последний приют нашёл на Серафимовском кладбище. Фильмы и роли: 1924: «Сердца и доллары» (модный врач); 1928: «Буйной дорогой», культурфильм (шофёр); 1930: «Настоящие охотники» (смолокур); 1932: «Гайль, Москау!» (роль), «Друзья совести» (роль), «Утирайте слёзы» (роль); 1937: «Год девятнадцатый» (оратор-меньшевик); 1939: «Огненные годы» (Устиновский); 1954: «Запасной игрок» (Виолетов); 1955: «Овод» (эпизод); 1956: «Софья Ковалевская» (Его Высокопревосходительство); 1957: «Балтийская слава» (французский атташе); 1958: «Красные листья» (председатель суда). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru