Золотухин Лев ФёдоровичЗолотухин Лев Фёдорович Лев Золотухин родился в Москве. Его отец Фёдор Кондратьевич Золотухин (1902–?) участвовал в Великой Отечественной войне в качестве военкома штаба бригады, инспектора политотдела армии, начальника политотдела дивизии, начальника курсов подготовки политсостава. Был награждён орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда». После войны Фёдор Кондратьевич занимался педагогической деятельностью, преподавал политэкономию в Ленинградском институте водного транспорта. Мать Оксана Сергеевна Золотухина (в девичестве – Гавлина; 1908–?) работала санитарным врачом. В начале 1930-х гг. её брак с мужем распался, и в 1934-м она вместе с сыном уехала в Магадан, где проживала до 1943 года, трудилась по своей специальности. Лев в январе 1944 года приехал к отцу в Ленинград, окончил там среднюю школу и затем поступил в Кораблестроительный институт, в котором продержался только год. Составив неудачный проект, он понял, что эта профессия не для него и стал искать себе другое применение. Имея интерес к драматическому искусству, Золотухин решил испытать свои силы в поступлении в театральный вуз, выдержал вступительный экзамен на актёрский факультет Школы-студии МХАТ и стал студентом её третьего набора на курсе Василия Осиповича Топоркова. Учился вместе с будущим реформатором мхатовской сцены Олегом Николаевичем Ефремовым, который сыграет в его судьбе неблагоприятную роль. Но случится это гораздо позднее. А пока же, получив диплом профессионального актёра, в июле 1949 года Золотухин был распределён в Ленинградский театр комедии, откуда в декабре 1950-го перевёлся в Государственный русский театр Латвийской ССР, в Ригу, где жила его мать. Отработав там четыре сезона, в феврале 1954 года Лев Фёдорович был приглашён Михаилом Николаевичем Кедровым в труппу МХАТа имени М. Горького. В прославленном театре, где судьбы актёров не всегда имели счастливое продолжение, у Золотухина всё складывалось вполне обнадёживающе. Он был введён на роли Власа в «Дачниках» М. Горького, Васьки Пепла в «На дне» М. Горького, Мышлаевского в «Днях Турбиных» М.А. Булгакова, удачно сыграл Дмитрия Карамазова в инсценировке «Братьев Карамазовых» Ф.М. Достоевского, Платона Кречета в пьесе А.Е. Корнейчука, Ноздрёва в «Мёртвых душах» Н.В. Гоголя, Городничего в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. В январе 1963 года Лев Фёдорович получил звание Заслуженного артиста РСФСР и уже воспринимался как крепкий профессионал, с индивидуальным актёрским почерком. Параллельно работе в театре с 1951 года Лев Золотухин снимался в кино, где проявил себя как исполнитель социальных героев, военных и гражданских руководителей. Артист наделял их мужеством, силой духа, представительностью, вследствие чего они выглядели на экране довольно убедительными. Наиболее заметные роли Золотухина в кино: Зурин («Капитанская дочка»), Грицюк («Лавина с гор»), Бреве («Воскресение»), профессор Иннокентьев («Здравствуйте, дети!»), Гордеев («Им покоряется небо»), отец Ани («Застава Ильича»), Кучумов («Иду искать»), Короткевич («Руины стреляют»), генерал-майор Яценко («Горячий снег»), полковник Королёв («Блокада»), Иван Павлович («В последнюю очередь»), Бобров («Две версии одного столкновения»). Творческая судьба Льва Золотухина дала крен после прихода во МХАТ Олега Ефремова. Режиссёр не видел артиста среди своих фаворитов, поэтому Золотухину поручались роли, не всегда соответствующие его драматическому дарованию. При новом худруке им были сыграны Садовников в «Единственном свидетеле» Бр. Тур, Виктор Лагутин в «Сталеварах» Г.К. Бокарева, Белов в «Мятеже» Д.А. Фурманова, Геншель в «Возчике Геншеле» Г. Гауптмана и другие роли. В «Заседании парткома» А.И. Гельмана в постановке Ефремова Золотухин начинал репетировать одну из ролей, но, в итоге, выпал из окончательного состава. Отработав в Художественном театре двадцать девять лет, в сезон 1983/84 гг. Лев Золотухин его покинул. Актёр перешёл в труппу Малого театра, но и там в его творческой биографии не произошло существенных изменений. В жизни Лев Фёдорович был открытым, добрым человеком, эмоциональным, праздничным. Окружающие люди всегда относились к нему с уважением и любовью. Он не дружил с артистами, предпочитал общаться с рабочими сцены, столярами и другими представителями рабочих профессий. Также среди его друзей были геологи, с которыми он неоднократно выезжал в экспедиции на Урал, собрал большую коллекцию камней. Свободное время он любил проводить на даче в Тучково, где соседство ему составляли всё те же рабочие, обслуживающие театр по другую сторону рампы. Служа в Художественном театре, Лев Золотухин познакомился с актрисой Викторией Владимировной Завгородней (1932–2023), которая стала его женой. 7 августа 1958 года в их семье появился на свет сын Дмитрий, впоследствии избравший профессию родителей. Как и они, он окончил Школу-студию МХАТ, три года вместе с ними играл в одном театре, затем перешёл работать в кино. Именно в режиссёрском дебюте Дмитрия Золотухина – «Христиане», по мотивам рассказа Леонида Андреева, Лев Фёдорович исполнил свою последнюю роль. Изначально председателя суда должен был играть другой актёр, но по иронии судьбы его планы изменились, и этот образ перешёл к Золотухину, став финальным аккордом его творческой биографии. Несмотря на крепкий вид, Лев Фёдорович не отличался отменным здоровьем. Артиста периодически беспокоило сердце, которое привело его в июне 1988 года на больничную койку. Золотухин согласился на операцию, в которой не было острой необходимости, и, в итоге, не смог её пережить. Похоронили актёра на Донском кладбище. Фильмы и роли: 1951: «Белинский» (Петрашевский); 1958: «Капитанская дочка» (Иван Иванович Зурин, ротмистр), «Лавина с гор» (Грицюк); 1959: «Аннушка» (муж Аннушки), «Мечты сбываются» (Берест), «Песня о Кольцове» (Кирилл); 1960: «Воскресение», 1-я серия (Бреве, товарищ прокурора), «Русский сувенир» (академик Бобров), «Слепой музыкант» (Максим в молодости); 1961: «Две жизни» (председатель Выборгского райкома); 1962: «Без страха и упрека» (профессор Владимир Иванович Коваль, отец Вадика), «Здравствуйте, дети» (профессор Иннокентьев); 1963: «Им покоряется небо» (Гордеев); 1964: «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») (отец Ани), «Криницы» (Артем Захарович Бородка, секретарь райкома); 1965: «Год как жизнь» (Михаил Бакунин); 1966: «Гравюра на дереве», тв (Кудрин), «Иду искать» (Кучумов), «Товарищ песня. Песня-пароль» (полковник); 1967: «Запомним этот день» (Жилин), «Кремлевские куранты», тв (Саша Рыбаков), «Особое мнение» (начальник отдела кадров); 1968: «Барсуки», тв (Семен), «Крах» (А.В. Луначарский); 1969: «Суровые километры» (Стрельцов); 1970: «День да ночь», тв (отец Христофора), «Туман над заливом», тв (капитан Егорушкин); 1970–1972: «Руины стреляют», тв (Короткевич); 1971: «Офицер запаса» (Ротару); 1972: «Горячий снег» (Семен Иванович); 1973: «Единственный свидетель», тв (Садовников), «Назначение», тв (Елизаров); 1974: «Повесть о человеческом сердце» (Андрей Николаевич, экономист); 1974–1977: «Блокада» (Королев Павел Максимович), «Рожденная революцией», тв (начальник МУРа); 1976: «Сибирь», тв (Карпухин); 1977: «Фронт за линией фронта» (генерал); 1978: «Дом строится», тв (директор института); 1979: «Мертвые души», тв (Ноздрев); 1980: «Выстрел в спину» (Виктор Иванович), «И вечный бой… Из жизни Александра Блока», тв (начальник патруля), «Лаборатория», к/м (Сиротин), «Мятеж», тв (Белов), «Старые долги» (начальник цеха); 1981: «В последнюю очередь» (Иван Павлович, отец Алика), «Наше призвание», тв (отец Ваньки), «Через Гоби и Хинган» (Василевский), «Этот фантастический мир. Уровень шума», тв (Ли); 1982: «Возчик Геншель», тв (Геншель); 1983: «Экзамен на бессмертие» (Переверзев); 1984: «Берег его жизни», тв (Александр III), «Две версии одного столкновения» (Добров), «Предел возможного», тв (Павел Петрович); 1985: «Знай наших!» (главный арбитр); 1987: «Христиане», к/м (Лев Аркадьевич, председатель суда). |
© 2015 | All Rights Reserved | www.a-tremasov.ru